«Вы не имели права пойти против своих» (американцы о Власове и «власовцах»)

Sep 25, 2009 18:10



image Click to view



Пребывание в пределах нашего Отечества чудотворной Курско-Коренной иконы Пресвятой Богородицы совпало с разрастанием средостения в Русской Православной Церкви относительно фигуры генерала Власова. Всё большее число клириков РПЦ, как некогда это произошло в РПЦЗ, встает по ту или иную сторону баррикад - «коллаборационистов» или «оборонцев», однако священноначалие, узрев недовольство власть предержащих и паствы непатриотичными сентенциями таких младоархиереев, как вл. Иларион (Алфеев) ( http://expertmus.livejournal.com/35948.html), предпочитает хранить «благое молчание». Напомним, что начало данному размежеванию положила неожиданная взбучка ( http://expertmus.livejournal.com/34282.html), которой были подвергнуты на одном из федеральных телеканалов  церковные «власовцы» - прот. Георгий Митрофанов и иг. Петр (Мещеринов).

Вспыхнувшая дискуссия сразу же обнаружила, что за неимением достоверных исторических материалов по «власовской» теме оппоненты стали затрагивать различные пласты истории России XX века, сгруппировавшись по принципу «свой-чужой». На поверку выплыло, что некоторым заядлым витиям в сущем сане даже неинтересны какие-либо факты о генерале Власове, достаточно знать, например, что он «боролся против Сталина», чтобы служить ему панихиды и петь дифирамбы!

Для всех же остальных граждан, неравнодушных к истории своей Родины, наш сайт, как и обещано, продолжает публиковать исторические штудии о генерале Власове, тем более что именно к этому призвал Синод РПЦЗ в своем заявлении в начале сентября 2009 г.: «Возможно ли было в условиях, в которых пришлось действовать ген. А.А. Власову и "власовцам", поступать иначе? Мы надеемся, что в будущем русские историки отнесутся к тогдашним событиям с большей справедливостью и беспристрастностью, чем это происходит в наши дни» ( http://expertmus.livejournal.com/39924.html).

Ценная информация о Власове была опубликована Б. Двиновым в книге - «Власовское движение в свете документов (С приложением секретных документов). Нью-Йорк, 1950». Автор этой книги, вместе со своей меньшевистской партией, стоял в пору Второй мировой войны за оборону России от Гитлера, о чем было сказано в партийном заявлении на второй день войны - 23 июня 1941 г. В книге Б. Двинова приведены воспоминания «доктора Н.», члена КОНР (Комитет Освобождения Наро­дов России), высшего политического органа при Власове, который при характеристике состава высшего генералитета Власова: Малышкина, Жиленкова и Трухина, отмечает, что «все эти генералы были пи­томцами школы пропагандистов РОА в Дабендорфе (около Берлина)»: «Манифест КОНР был подписан на закрытом засе­дании Комитета 10 сентября 1944 года, и в этот же день мы узнали, что Власов был принят Гиммлером. Это была первая неожиданность, ибо имя Гиммлера, шефа Гестапо и войск СС, было в особенности ненавистно беженцам с Востока… нам выдали удостове­рения члена Комитета ... Мы были снова неприятно изум­лены, увидев, что здесь вместо штампа Комитета были штамп «Русского Отдела СС» и внизу стояла подпись не Власова, а какого-то Гюнтера. Немногие из нас могли себе даже представить, что мы, каким то непонятным пу­тем, оказались чуть ли не на работе СС» («Возрождение», тетрадь седьмая. С. 108). Весьма красноречиво также собственное признание одного из «власовцев»: «каждый день все больше приносил доказательства тому, что война ведется не против большевизма, а против России, не за политические идеи, а за украинский хлеб. Не было секре­том для нас и то, что все движение задумано как пропа­гандный трюк ... вся наша деятельность была сплошным обманом и провока­цией. Мы писали об РОД и РОА, зная, что все - миф, и ни того, ни другого не существует» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. С. 63).

Гитлеровское командование впервые позволило публично выступить Власову в сентябре 1942 г., когда происходила решающая битва у Сталинграда. В своей первой прокламации, выпущенной в Виннице 10 сентября 1942 г., Власов писал: «Я, нижеподписавшийся, ген.-лейт. А. А. Власов, бывший командующий второй ударной армией и заместитель главно­командующего Волховским фронтом, являюсь сегодня военно­пленным № 16901 и нахожусь в Германии… Кто любит свою родину, кто хочет счастья для своего народа - тот должен всеми силами и всеми средствами вклю­читься в дело свержения всем ненавистного сталинского ре­жима, тот должен способствовать созданию нового антисталинского провительства, тот должен бороться за окончание преступной войны, ведущейся в интересах Англии и Америки, за честный мир с Германией». Эта власовская прокламация была зарегистрирована фашистским Вермахтом под № 480/PAB/IX/42 с такой оценкой:«Прокламация, изданная бывшим командующим 2-ой совет­ской ударной армии и лично им подписанная в чрезвычайно убедительной форме доказывает вину Сталина за эту войну и призывает всех патриотов содействовать всеми силами свержению ненавистного сталинского режима. Выдержки из прокламаций 480/81/82/1Х/42 очень подходят для сбрасывания и в тылу» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. Прил. № 2. С.79).

Как видим, роль т.н. «Освободитель­ного Движения» была отнюдь не безобидной попыткой, оно было на деле активным вкладом в дело нацистской пропаганды, независимо от «благих намерений» участников его. Именем генерала Власова поль­зовались для разложения русского тыла и фронта, для обмана красноармейцев и просто русских людей, им прикрывались все самые гнусные дела нацистских идеологов, которые являлись «шефами» «Освободительного Движения Народов России». Та­ковы были дела, а не слова.


В «Обзоре деятельности отдела работ д-ра Тауберта рейхсминистериума пропаганды до 31.12.1944 г.» ведомство Геббельса сообщало: «В 1942 г. была сделана в сотрудничестве с полковником Мартином попытка добиться полномочий для Власова. Заслуга в проведении власовской политики принадлежит штандартенфюреру Гюнтеру д’Алькену, который предложил ее Рейхсфюреру (Гиммлеру), через которого она потом была предложена Фюреру. С тех пор пропаганда Восточного отдела и Финеты, поскольку это касалось русского народа, проводилась под углом зрения политики Власова» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. Прил. № 8. С. 113-119). Упоминаемый в «Обзоре» особый отдел «Финета» (Viñeta) под управлением Кляузера был создан за несколько дней до начала анти­советского похода. В этом же документе было отмечено, что «пропагандные мероприятия для этой войны были прове­дены во время военных маневров 1936 г. на больших антибольшевист­ских выставках». Так, голод в Советском Союзе выставлялся под осве­щением: «10 миллионов людей должны голодать, чтобы были созданы орудия нападения на мир».

Сам Геббельс и его пропагандистский аппарат весьма невысоко оценивали идеологическую составляющую власовской кампании: «Особенная забота Восточного отдела со времени начала власовской политики состояла в том, чтобы помешать Власову полностью поглотить «украинство» и другие нерусские национальности, ибо именно нерусские составляли самую большую часть в добровольческих объединениях… Власовское движение имеет сильные англофильские симпатии и играет идеей возможной перемены курса. Власовское движение является жидкой настойкой из либеральной и большевистской идеологий» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. Прил. № 8. С. 120-121). Нелишним будет заметить, что Власов по собственному желанию вступил в ВКП(б) в 1930 г.

В отличие от уничижительных высказываний в адрес своего «подопечного» Власова куда как иные оценки мужеству наших солдат вынужден был дать даже Геббельс, который в своем дневнике под 27 января 1942 г. записал: «Солдаты (Красной Армии) не желают сдаваться, как это обычно делается в Западной Европе, когда они окружены, но продолжают драться, пока их не убьют». Уже 16 июля 1941 г. Гитлер счел необходимым дать своим войскам новую инструкцию: «Война с Россией не может вестись с соблюдением зако­нов чести. Она является одновременно борьбой идеологий и борьбой рас, и она должна вестись с небывалой до сих пор беспощадностью». Ген. Шелль, помощник начальника Генштаба в тот период (начальником был ген. Гудериан), показывал в Нюрнберге, что перелом в настроении Красной армии произошел в районе Смоленск-Ельня, когда армия начала не только оказы­вать серьезное сопротивление, но и перешла в контратаки. При том, по словам ген. Шелля, раньше пленные красноармейцы говорили: «вы пришли освободить нас об большевиков», а после того: «мы - патриоты и защищаем нашу землю» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. С. 24). Известно, что у Ельни маршал Тимошенко потерял 75% своей армии, чтобы задержать наступление гитлеровской армии на Москву. В своих телеграммах к Сталину от 21 и 28 июля 1941 г. Черчилль выражает «восхищение великолепной борьбой русских и теми тяжелыми потерями, которые они наносят врагу». Президент Рузвельт объявил в сентябре 1941 г., что «русский фронт будет держаться, и Москва не будет взята. Громадная сила и патриотизм русского народа лежали в основе этого мнения» (Winston S. Churchill: "The Grand Alliance". Р. 378, 387, 393).

19 сентября 1944 г. ведомство Розенберга разослало т.н. «Записку высшего советского офицера», где были приведены популярные среди военнопленных взгляды: «Русские так думают: “Мы полагали, что идут наши осво­бодители, которые поведут нас к лучшему будущему. Но они хотят нас поработить точно так же, как и евреи. Они хотят сесть на место евреев. Раз это так, то мы будем против этого защищаться и будем драться за каждый город, за каждый дом, за каждый камень. Только через наши трупы они пройдут в разоренную Россию”(Двинов Б. Власовское движение в свете документов. С. 107).

Несмотря на царящие повсеместно настроения, очевидные для нацистских идеологов, «власовцы» и поддержавшее их духовенство усилили кампанию по вербовке. В 1944 г. митрополит Анастасий, председатель «карловацкого» Архиерейского Синода, посетил ген. Власова на его вилле в Берлине на Кибицвег 9, которую гитлеровцы предоставили под штаб власовской армии. Митрополит Анастасий передал генералу решение Архиерейского Синода поддержать Русское Освободительное Движение и обслужить имеющимся в его распоряжении духовенством религиозные потребности тех, «которые, не смотря на исключительно тяжёлые условия, поднялись на борьбу за освобождение нашей Родины».



Дача генерала Власова в Бад-Аусзее (Зальцкаммергут, Австрия).

После подписания на закрытом засе­дании Манифеста Комитета Освобождения Народов России 10 сентября 1944 г. ген. Власов со своей свитой посетил Свято-Николаевский храм в Осло (Норвегия), настоятель которого священник Петр Румянцев отслужил Литургию с целью завоевания поддержки со стороны русских эмигрантов и пленных в концлагерях Норвегии за их вступление в Русскую Освободительную Армию (см. видео вверху). Стоит отметить, что резолюцией преосвященного Сергия, епископа Пражского, от 10 апреля 1944 г. настоятелем Свято-Николаевской церкви в Осло (Норвегия) был назначен протопресвитер власовцев о. Александр Киселев, не будучи допущен немецкими властями, не смог достигнуть нового места служения.

В Норвегии ( Осло ) располагалось объединение РОВС (полк. Чудинов) и Объединение Северян (подполк. Горюнов), т.е. тех чинов белых армий за рубежом, которые входили в Русский Обще-Воинский Союз, созданный ген. П.Н. Врангелем 1 сентября 1924 г. До своей смерти в 1929 г. главнокомандующим РОВСа являлся великий князь Николай Николаевич ( http://expertmus.livejournal.com/38705.html?thread=145201). Для переговоров с ними Власовым был направлен в Норвегию полковник Зверев, который объезжал также лагеря военнопленных, вербуя добровольцев в РОА. На пресс-конференции в Осло Зверев и его спутник, бывший комендант Ленинграда полковник Ананьин, объявили, что «тысячи советских военнопленных» заявили о своей готовности вступить в РОА («Новое русское слово». № 89(679) от 5.11.1944).

О политике нацистов в данном вопросе и их отношении к эмиграции позволяет судить уцелевший протокол совещания Гитлера с Кейтелем и др. от 8 июня 1943 г., где записано следующее высказывание Гитлера: «Розенберг имеет со времени своей эмиграции свою лавочку политических отбросов («унтервельт»). Разумеется, в годы 1919-1922 эти эмигранты были нам очень симпатичны, ибо нам ска­зано было: возможно, что в России произойдет переворот. Уже в 1921 году я имел с Розенбергом объяснение по этому поводу. Тогда появился украинский гетман, который при­шел представиться. Я сказал: Розенберг, чего вы ожи­даете от этого человека? - Он организует революцию (ответил Розенберг). Я сказал: тогда он должен быть в России. Люди, которые делают революцию, должны сидеть в том государстве. Это все равно, как если бы я сидел в Швейцарии и говорил бы: я организую из Швейцарии революцию в Германии. Это же ребячество. Как Вы себе это представляете? Тогда он сказал: Ленин. Я ответил: Это сделал не Ленин, а мы разбили и растерли Россию и в эту разбитую Россию доставили Ленина, которому тогда было там место. Но дело же обстоит не так, что можно извне делать революцию. Был свергнут царь, была революция Керенского, Россия была разбита на поле битвы и только тогда пришла внутренняя катастрофа» (Двинов Б. Власовское движение в свете документов. С. 93).

Единомышленник Гитлера Геббельс давно понял, что «надо иметь с собою русских, чтобы победить русских» , и по­тому привлечение русских к делу их собственного уничтоже­ния стало основным пунктом его «политической линии».

В опубликованных воспоминаниях полковни­ка Генштаба А.Г. Алдана (Нерянина), написанных им в американском плену в 1945-1946 гг., содержатся нелицеприятные для «власовцев» свидетельства, что «при первых встречах с солдатами и офицера­ми РОА, американские солдаты, узнав, что мы рус­ские, немедленно расплывались широкой улыбкой. Хлопали по плечу. "О, Рашен, Рашен", совали в руки сигареты, бисквиты, шоколад и вообще ока­зывали всякие знаки внимания. Но как только до их сознания доходило, что эти „Рашен" т. е. рус­ские, не те русские, о которых они думали, как сра­зу их поведение резко изменялось. Они демонстра­тивно повертывались спиной, перехватывали в ру­ках оружие и, закурив сигарету, равнодушно спле­вывали под ноги нашего солдата или офицера» (Алдан А.Г. Армия обреченных. (Труды архива РОА. Т. 3). Нью-Йорк, 1969 С. 50). Но, пожалуй, самым характерным стал разговор начистоту с «власовцами» в лагере Кладен американских офицеров (офицер связи от 104-го полка лейтенант Кларк и др.), которые без обиняков заявили: «Я и мои коллеги являем­ся представителями интеллигентных американских кругов. Мы многое понимаем, чего не понимают, так называемые „средние" американцы, как приня­то говорить в Европе. Мы сочувствуем вам и при всём нашем добром желании понять вас, мы все же вас не понимаем и не поймем никогда. Мы пони­маем, что вы противники существующего ныне в России политического строя, мы признаем за вами право борьбы за изменение этого строя, более того мы, быть может, одобряем вашу борьбу, но мы не понимаем и никогда не поймем, почему вы, рус­ские люди, пошли против своей страны в то время, когда она вела неравную борьбу против внешнего врага? Все ваши доказательства и разъяснения, мы принимаем и согласны, что у вас не было иного выхода, что вы желали выступить как „третья си­ла", но всё же, в этом случае, вы не имели права пойти против своих и в этом смысле ваши разъясне­ния звучат для нас неубедительно. Вы могли бо­роться до войны, должны были бороться после вой­ны, но не во время войны. Вы носите немецкую форму, имеете немецкое оружие, получаете от нем­цев деньги, ибо ваши т. н. „договорные" отношения с немцами - пустая фикция, и вы сами это отлич­но знаете. Вам трудно разобраться во всем этом, но мы ведь знаем, что ваши же русские, с таким же значком, какой есть у вас (РОА) сражались про­тив нас на западе. Простите нас за откровенность, но мы вашей линии поведения не понимаем и с ней категорически не согласны. Средние же американ­цы, которым в течение всех этих военных лет гово­рили о русских, плечом к плечу борющихся с нами против „наци", - вообще никогда не поймут вас, не поймут еще и потому, что экономическая и поли­тическая борьба у нас в Америке идет по другим законам, чем у вас в России» (Алдан А.Г. Армия обреченных. С. 51-52).

Пожалуй, это признание из уст представителей западного мира является лучшим ответом на вопрос об исторической оценке Власова, который зачем-то поднял недавно Синод РПЦЗ (см. видео внизу). Стоит ли удивляться, что Власов тщетно добивался у союзного командования убежища, бросив своих солдат на произвол судьбы: «3 мая 1945 г. Трухин сообщил связи с Власовым нет. Сегодня на поиски его выехал ген. Шаповалов, который из района Дойч-Брод вылетел на самолете, якобы, в район Праги и видел там ген. Власова... ген. Трухин выслал 5 мая 1945 г. в Прагу на поиски ген. Власова своего 1 заместителя Боярскова… О ген. Власове много слухов, вроде того, что он «вылетел» в Лондон, или то, что он «находится в Швейцарии», или то, что он «совместно с Деникиным и Керенским создал какой-то комитет»... 12 ноября появился слух, что «Власов, Деникин, Керенский и митрополит Анастасий организовали Русский Комитет в Швейцарии»… 2 августа - Сообщение из Москвы о казни Власова, Трухина, Малышкина, Зверева, Мальцева, Буниченко, Благовещенского, Корбукова, Шатова, Желенкова, Меандрова» (Алдан А.Г. Армия обреченных. С. 26, 30-31, 44, 62, 94).

image Click to view


лекторий, расследование

Previous post Next post
Up