Тропарь свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 4:
Торжествует Церковь первородных,/ и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся,/ яже яко мудрости тезоименитая/ тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи./ Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову,/ с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще:/ Троицы поборницы,/ Веро, Любве и Надеждо,// в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 1:
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии:
Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Свв. Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь.
Вторая половина XVIII века.
14,5 х 12,5.
На обороте иконы надпись чернилами почерком XVIII в.: благословение (...) Марии Михайловны Юсуповой, а сим (...) благословлена (...) дочь (...) при рождении.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4737.
Сохранность: основа дублирована, мелкие тонированные утраты левкаса и красочного слоя.
Изображение мученицы Софии и перед нею трех ее дочерей-отроковиц, названных именами трех главных христианских добродетелей Веры, Надежды, Любови (πίατιζ, έλπίζ, αγάπη - греч.), традиционно. В руках у них кресты - символы их мученической кончины за христианскую веру, которую они приняли, согласно житию свт. Димитрия Ростовского, около 137 г. в царствование императора Адриана (76-138).
Последование мученицам в современных богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφίας τῆς σεμνῆς, ἱερώτατοι κλάδοι, ἡ Πίστις καὶ ᾿Ελπίς, καὶ ᾿Αϒάπη» (Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τῆς σοφίης ἀρίδηλα καὶ ἀϒλαὰ τέκνα λιϒαίνω» (Софии на зелоявленная и светлая чада пою), ирмос: «Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος» (Твоя победительная десница), начало: «Τῆς ὑπερκοσμίου σου Χριστὲ καὶ τῆς ἀφράστου σοφίας» (Премирныя Твоея Христе, и несказанныя премудрости осияние); цикл стихир-подобен. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и другой цикл стихир. В существующей приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (начало: «Торжествует церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся»).
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.