Воспоминания Мономи Канэмацу, сержанта 1-й роты отряда зенитных орудий. Описывается служба на базе Касивабара, постройка аэродрома и дальнейшая служба в районе Беттоби и мыса Мураками острова Шумшу. Рассказывается о жизни солдат, условиях быта и тяжелом климате Северных Курил. Из книги "Защитники Севера" за авторством Накамати Дзинро,
(
Read more... )
Немного инфы относительно этого судна.29 мая 1945 года американская подводная лодка USS Sterlet (SS-392), несмотря на близость сопровождения берегового оборонного корабля № 65 ( CD-65 ),потопила японские военные транспорты Kuretake Maru и Tenryo Maru.Это произошло у восточного побережья Сахалина.
И еще немного.
В начале мая 1945 года, с началом навигации, в военно-морских базах Касивабара (ныне Северо-Курильск, остров Парамушир) и Катаока (ныне Байково, остров Шумшу) начали собирать боевые и транспортные корабли и суда для отправки подкреплений на Хоккайдо.
5 мая 1945 года на Парамушир без потерь и осложнений добрался конвой КI-503 (грузовые суда "Айкоку Мару", "Куретаке Мару" и "Тенрю Мару") в охранении эскортных кораблей "Хачийо", CD-47 и судна снабжения ВМФ Японии "Сирасаки", доставивший на острова сменный персонал военно-морских баз, пополнение армейским частям, строительные материалы и боеприпасы. Обратным рейсом им предстояло эвакуировать подразделения 12-й воздушной армии, завершившей строительство сети аэродромов на островах Шумшу и Парамушир, и большей частью поставленных на консервацию - на островах оставалась небольшая авиагруппа ПВО и несколько ударных самолетов-торпедоносцев и морских пикирующих бомбардировщиков наземного базирования.
Суда встали под рейдовую разгрузку. Между ними и причалами в Катаока и Касивабара сновали самоходные паромы и десантные катера "дайхацу". Потихоньку подтягивались подразделения 12-й воздушной армии. Конвой формировался медленно. И с осложнениями, не сулившими светлых перспектив во время обратного перехода.
Так, 11 мая 1945 года в небе над Шумшу и Вторым Курильским проливом появились незваные гости - 7 тяжелых бомбардировщиков В-24 "Либерейтер" из состава 404-й бомбардировочной эскадрильи 11-й воздушной армии ВВС США в 16.10 атаковали японские корабли и суда, находившиеся на якорной стоянке в бухте Катаока. Несмотря на сосредоточенный огонь батарей 32-го зенитного полка ПВО, американские экипажи прицельно отбомбились по рейду базы, потопив грузовое судно "Айкоку Мару" и повредив эскортный корабль "Хачийо".
15 мая 1945 года - снова воздушный налет. На этот раз в 16.10 по наземным целям отбомбилась 77-я бомбардировочная эскадрилья 11-й воздушной армии ВВС США в авиабазы на о. Атту. На этот раз досталось не только японцам - в тундре на острове Шумшу сел "на брюхо" не имевший шансов дотянуть до берегов Камчатки средний бомбардировщик В-25G "Митчелл" лейтенанта Мильтона Зака. В плен попали 3 члена экипажа. Японцы не успели толком обследовать самолет на предмет технических новинок - прицелы, навигационное оборудование и прочее, как его на следующий день накрыли "бомбовым ковром" вчерашние коллеги из 77-й бомбардировочной. А троих уцелевших летчиков на время до этапирования в Отару держали под замком на Парамушире, а оттуда должны были отправить вместе с конвоем в один из лагерей военнопленных на Хоккайдо через пересыльный лагерь Бибай-мачи в окрестностях Хакодатэ.
Замену потопленному "Айкоку Мару" привели с западного побережья Камчатки эскортные корабли СD-47 и СD-112 - выгрузив на участках концессионного лова промысловое оборудование, кунгасы, промысловиков и рыбопереработчиков на Парамушир пришел транспорт "Касугисан Мару".
К вечеру 26 мая погрузка на транспортные суда конвоя закончилась - сухогрузы "Тенрю Мару" (2231 т) и "Куретаке Мару" (1924 т) приняли на борт почти тысячу военнослужащих из состава 23-го батальона аэродромного обслуживания, остальные - военных строителей и строительное оборудование.
26 мая 1945 года, в 20.00 конвой "Chi" (грузовые суда "Куретаке Мару", "Тенрю Мару" и "Касугисан Мару") в охранении эскортных кораблей "Хачийо", "Симусю", "СD-112" и судна снабжения ВМФ "Сирисаки" ушел с Парамушира в Отару. И всё складывалось не совсем удачно - дело шло к полнолунию, а рассчитывать на плохую погоду в конце мая в Охотском море не приходится - антициклон с хорошей видимостью в сочетании с полной луной создавали идеальные условия для торпедных атак противника.
Reply
Leave a comment