В конце XIV века Исфаханом правила династия Музаффаридов. На монетах того периода чеканился титул правителя - "аль-Музаффар" и имя действующего эмира, вслучае с этой монетой - Шаха Шоджи.
Династия Музаффаридов Шах Шоджа (759-786 гг. хиджры) 2 динара серебро, монетный двор Гандуман, без даты, , очень редкий монетный двор и тип. Размер: 20 мм. Вес: 2,01 гр .
Краткий пересказ того, что будет написано ниже.
В 1387 году, когда Тимур подошел к стенам города, правителем которого был Зайн аль-Абидин. На серебряных дирхемах и золотых динарах красовалось его имя - символ независимости и процветания Исфахана.
Когда город сдался Тимуру, чеканка монет с именем Зайн аль-Абидина прекратилась.
Но вскоре вспыхнуло восстание - горожане надеялись вернуть своего правителя и независимость, символом которой были эти монеты.
Жестокое подавление восстания Тимуром положило конец не только жизням тысяч исфаханцев, но и местной монетной традиции. Захватчики переплавили большую часть местных монет.
После резни Тимур приказал чеканить новые монеты со своим именем, символизирующие его власть над городом. Монеты Музаффаридов, некогда ходившие по базарам Исфахана, превратились в редкость - как и выжившие жители некогда процветающего города.
========================================================
Вот как описано это событие в "Зафар-наме" (Книге побед) Шараф ад-Дина Али Язди, у которого есть подробные описания многих кампаний Тимура, включая захват Исфахана.
========================================================
Осенью в год Зайца семьсот восемьдесят девятый (1387) государь Тимур отправился покорить Фарс и Ирак. Прошел область Хамадана и достиг Джарбадикана. Приказал войскам
строиться в боевом порядке и остановился вблизи города Исфахана и с пришедшими почетными людьми отправился в город, дабы осмотреть его. После чего счастливо возвратился и остановился
в своей ставке, где издал фирман: «У каждых ворот /поставить группу людей и всех наличествующих в городе лошадей, верблюдов и оружие изъять, сдать в диван!». Сборщики налога пошли в город и занялись сбором налога. Но Господь всевышний определил разрушение города - «Если Аллах пожелает чего-либо, то он готовит его причины»
В то время в одну из ночей один из злобствующих людей из предместий Исфахана, по имени Али Кочапа, говорят, сам он был кузнецом из Тегерана, распоясавшись, собрал группу смутьянов, они распустили руки насилия и убили многих сборщиков в кварталах. Погибло много людей, которые вышли из лагеря и ходили в город по какой-либо надобности. Был убит также Мухаммад, сын Хитайи Бахадура. Всего в ту ночь из войска было потеряно три тысячи человек. И те безумные люди после совершения убийств тюрков пошли к воротам, преследовали спрятавшихся людей и поймали их. Так они враждебность довели до предела.
В ту же ночь слух о случившемся дошел до августейшего порога, а к утру государю Тимуру полностью доложили о событии.
У государя взгорел огонь миросжигающего гнева и он приказал войску: «Идти на покорение города!»
Войска, все разгневанные, взяли в руки мечи копья мести и обратили свои гневные взоры в сторону города. Горожане после всех этих случившихся событий из-за страха за свою жизнь вынуждены были сражаться насмерть. Войска начали бой и быстро взяли город.
Поступил ярлык: «Идти в туманы, тысячи и сотни и казнить!»
И случилась такая резня, что, как рассказывают, некоторые не желавшие проливать кровь, покупали у тавачиев головы людей, подвергнутых йасаку, приносили и сдавали в особую канцелярию. В начале дела одна голова стоила двадцать динаров коппеки, а к концу, когда каждый стал приносить свою долю голов, одна голова в это время стоила пол-динара и никто не покупал.
"Я видел, как солдаты продавали людей, словно скот. Улицы были залиты кровью, повсюду лежали тела. За монету, которой раньше едва хватало на кусок хлеба, теперь отдавали головы двух мужчин. Некоторые люди, не желая марать руки, покупали отрубленные головы у палачей." - приписывается одному из очевидцев сопровождавших войско Тимура.
Посчитали число убитых людей: собралось семьдесят тысяч голов в Исфахане и из этих голов построили башни.
=======================================================
Важно отметить, что это написано придворным историком Тимура, который мог быть пристрастным. Кроме того, некоторые детали могут быть преувеличены или искажены для достижения определенных политических целей.
Поэтому есть смысл привести свидетельства пртивоположной стороны. И они еще хуже.
=======================================================
"Аджайиб аль-макдур фи наваиб Тимур" (Чудеса предопределения в превратностях жизни Тимура) Ибн Арабшаха: Это арабская хроника, написанная современником Тимура, который был критически настроен к завоевателю.
=======================================================
Жители Исфахана вышли навстречу Тимуру и за счет выплаты определенного количества богатства и ценностей составили договор.
Потом Темур послал своих людей собрать эти богатства и ценности. Сборщики разошлись среди исфаханцев и начали творить беззаконье и озорство. Они, проявив жителям города насилие, превратили их будто бы в слуг и в озорстве дошли до такой степени, что даже начали протягивать свои руки до их жён. Жители города возненавидели их, и обратились к руководителям. Жалобщиков было очень много, а сами исфаганцы были гордыми людьми и сказали: «Чем жить под гнетом и унижением, лучше умереть».
Руководители исфаханцев сказали им: «Как начнется вечер, я буду бить в барабан, но без покрытия одежды. Тогда каждый из вас хватайте своих гостей, находящихся у вас дома и поступайте с ними в соответствии с вашими толстыми и худыми умами. В результате чего, исфаганцы объединились для отдающего эхо мысли и черного счастья обратного дела. Их высокостепенный нуждающий взгляд оказался узким и не сумели полностью понять, что это опасное дело не останется без последствия и принесет катастрофу. Когда небо, оставшись без лучезарной одежды, став голым и явным, обменяло белую мышь на белую соболь и, когда прошла часть ночи, руководитель своими ударами в барабан, навлек на сборщиков подати беду. Исфаганцы убили их. А их было около шести тысяч человек. С рассвета на их дереве восстания появились отрубленные ветви, эти вырубы, после изобилия, принесли им урожай недостатков, а также им стала ясна смерть и все они потерпели разрушения от этой смерти.
Когда рассвет поднял обнаженную саблю, день содрал [со своего лица] занавес, то это несчастное дело дошло до Темура. Черт дунул ему в н6оздри и тут же он двинулся [с места]. Он обнажил меч злобы, приготовив лук и стрелы, как озлобленная собака, лев или тигр направился на Исфаган. Он дошел до города и приговорил его к разрушению и приказал пролить кровь в городе, растоптать честь женщин, отобрать у них жизнь, разграбить имущество и состояние, разрушить здания, сжечь зерно сжечь также сельское хозяйство, выбросить детей, изранить тела, предать забвению их честь и разрушать обязательство. Он повелел собрать ковер милости и разослать ковер мести, и, не взирая на старость стариков, ни молодость малышей, на знания ученых, на хорошие признаки знатных, на ум и благородство, на благородное происхождение, на бедность бедняков, на близость близких, на веру мусульман, на покровительство мусульман покровителей, на беспомощность женщин, на злость злостных, на слабоумие умалишенных, вообще без жалости и беспощадно уничтожить всех находящихся в городе. Горожане поняли, что им не осталось ничего другого, как сражаться, а просьбы о пощаде не были бы приняты. Они узнали, что от верной смерти их не спасут их состояние и богатство, сыновья и в это время не было необходимости возмущаться и просить пощады. Они разместились на крепости упорства и обмотали себя щитом размышления. Они божьим щитом подчинения восприняли приход стрелы кончины через судьбу и бедовую и безропотно приходящему удару [склоняли голову] и передавали свои дела богу. Темур отпустил вожжи меча на площади их гортани до тех пор, пока волки и гиены не наполнили свои животы и хищные птицы не наелись и для них (исфаганцев) [город] превратили в могилу.
Грады катастрофы продолжали рвать деревья жизни исфаганцев, когда насчитали число убитых, их количество оказалось в шесть раз больше, чем число 100 тысяч приверженцев Юнус ибн Матта.
Тогда кто-то один из соображающих, попросив у эмиров пощады, сказал: "Сохрани оставшихся и попроси их, и пусть они будут раийями (подчиненными). Тот эмир сказал бедному просителю: "У одного подножья высот соберите младенцев, возможно Тимур их увидит и немного помягчает сердце". Они (исфаганцы) взялись исполнить это приказанное дело. Они положили на дороге, где должен был пройти Тимур группу младенцев. Потом тот эмир вместе с Тимуром направились в ту сторону и, проходя мимо, он сказал Тимуру: «Махдум, посмотри взором милостиво на людей милостивых!". Тимур спросил: "Кто те лежащие несчастные?". Эмир сказал: [Эти] "безвинные дети. Они [такие] люди, которые остались без божьей милости, смерть растоптала иx родителей и гнев нашего мавлана эмира пала на их величайших и хозяев. Они своей младенческой невинностью просят у тебя милости и великодушья от несчастий, они просят тебя от имени падших, беспомощных сирот, бедноты и разрушений, просят тебя смилостивиться над несчастными, а также просят пожалеть оставшихся в живых».
Тимур даже не ответил на это сказанное и даже не укорил. Потом он повернул вожжи коней в сторону младенцев и не дал вида, что увидел их или обратил на них внимания. И войска находящиеся с ним прошли от начала до конца, давя их копытами лошадей, смешались они (младенцы) с пылью. Потом Тимур, собрав состояние и богатство, связал груз и, взяв добычу, возвратился в Самарканд.
=======================================================