Про фолк, часть 5. Кельтология

Mar 02, 2019 02:06

Начиная с этой части в группе и вокруг нее начинает происходить столько параллельных событий, что если я буду описывать все в хронологическом порядке, получится слишком уж разношерстная мозаика, поэтому заранее предупреждаю: с этого момента линейность повествования будет периодически нарушаться :)

7 апреля 2004 года в ЦДХ состоялся "прощальный" концерт "Воинства Сидов". Старейшая из на тот момент активно выступающих ирландская группа Москвы объявляла о полном своем роспуске (как показали дальнейшие события, продлившемся более двух лет). Как оказалось позже, последствия нашего похода на этот концерт очень сильно повлияли на нас, подтолкнув в своем развитии, а также в наших представлениях о том, что мы хотим, а главное - чего мы ни при каких обстоятельствах не хотим делать в рамках нашей группы...

Но обо всем по порядку! На концерт "Сидов" мы собрались всей группой - типа, послушать Отцов и сделать соответствующие выводы. После концерта же мы решили отловить г-на Андрейчука и попросить его расписаться на афише выступления, дабы Юля на правах его коллеги по инструменту могла потом гордо повесить ее у себя дома. Андрейчук упорно не находился, однако в холле тусил гитарист группы, которого мы попросили позвать Юрия, и во время этого короткого диалога обмолвились о том, что мы сами играем фолк. Гитарист переменился в лице, произнес что-то вроде "Группа, говорите?.. А подъезжайте через пару дней в ДК МАИ, хочу с вами поговорить" и оставил свой телефон.
Так состоялось наше знакомство с Ильей Девиным. Лично я считаю его одним из лучших отечественных "ирландских" гитаристов ever, даже несмотря на то, что поводов испытывать к нему какую-либо симпатию, по итогам нашего тесного общения, продлившегося несколько месяцев, у меня нет :) И не могу не признать, что по вопросам гитары он был для меня очень серьезным авторитетом и наставником, вплоть до того, что свою манеру игры я выработал с очень сильной оглядкой на его технику. Почему "был"?.. Просто, по состоянию на лет 10 назад (когда мы в последний раз пересекались), он полностью забросил музыку и стал профессиональным фотографом, а где он и что поделывает сейчас, я не имею никакого представления.
11 апреля в этом самом ДК проходил фестиваль ирландских танцев, и после этого фестиваля Илья собрал нас и рассказал, что у них вместе с Игорем Денисовым, руководителем "Иридана", есть замысел организовать "наш ответ этим вашим ривердансам", то бишь масштабное танцевальное шоу. В этом шоу Илья должен будет отвечать за музыкальную составляющую, и в связи с этим он собирает целый фолк-роковый оркестр. Мы же, будучи более-менее сыгранной группой, очень удачно подвернулись ему под руку, и он предлагает нам всем стать частью этого самого оркестра. Единственная загвоздка заключалась в том, что планы Ильи распространялись до Нового года, так как теперь уже бывший скрипач "Сидов" Алексей Бачурин, который должен был в этом оркестре быть главным солистом, собирался в начале 2005 года уезжать за границу. Мы, недолго думая, согласились - еще бы, перспективы для нас открывались совершенно невообразимые! Под занавес нам была выдана болванка с коллекцией самой разнообразной ирландской музыки (насколько я понимаю, самые "сливки" фонотеки Андрейчука) плюс, мне была выдана старая гитара Ильи, с заданием ознакомиться с новым инструментом и более-менее освоить на ней медиаторную технику.
Тут следует заметить, что лично я, несмотря на то, что вроде как уже несколько месяцев играл ирландский фолк, не обладал ни нормальным инструментом (у меня была фанерная "классика" под нейлон, самая банальная, Hohner HC-06, подаренная мне моими родителями на 16-летие), ни пониманием того, как правильно под фолк подбирать аккорды и делать аппликатуры (если попросту, какой бой использовать). Нет, совсем уже дубиной я не был, благо Андрей и Олег понакидали мне разных примеров, с которыми я поосваивался, но все это было с таким налетом "пионерии", что вспоминать страшно. Чтобы осознать масштаб бедствия, достаточно будет упомянуть, что аккомпанимент к нашему первому инструменталу - джиге Lark in the Morning, я переделывал раза три: первый раз полностью вслепую под ноты (как меня учили в музыкальной школе на сольфеджио) и совсем криво, второй - еще раз "по науке", неожиданно открыв для себя тот факт, что в мажорных фолковых мелодиях принято ставить на один диез меньше, чем это надо (так как натурального мажора в ирландщине нет, лад на самом деле миксолидийский), и, наконец, третий раз я делал уже на коленке, прямо на репетиции, послушав, как эту мелодию на самом деле аранжируют ирландцы :)
Запасная гитара Ильи тоже была весьма бюджетной (кажется, ее звали Fernandez), но относилась к совершенно другому типу - "дредноут", с узким грифом, более длинной мензурой, требовала установки металлических струн, а, главное, была рассчитана на использование медиатора. Медиатором я играть не умел вообще, пришлось долго и мучительно перестраиваться. Кроме того, у меня начала проявляться одна любопытеая проблема - я лютейшим образом начал рвать струны, комплект убивался недели за две-три; побороть это получилось уже много лет спустя.
Изначально, в оркестр, помимо Ильи, который взял также на себя функции основного вокалиста, Леши и нас (за исключением Юли, которая сославшись на то, что ей надо готовиться к фестивальному сезону в своём клубе, на оркестр забила сразу), также вошли скрипачка Лена, которая умудрилась в течение лета куда-то прололбаться (но умудрившаяся упасть нам на хвост, когда мы как Later поехали летом в Выборг), барабанщик Паша, клавишник Ваня (который своим гонором умудрился выбесить нас на второй же репетиции) и волынщик Тинтала Саша Анистратов (который на репетициях из-за бешеной занятости почти не показывался). Кроме того, на несколько номеров на сцену приглашался хор под названием Et Cetera, упоминавшийся во всех анонсах отдельно.
В июне новоиспеченный оркестр, который был назван "Кельтология", слепил демо-запись (без меня, я в это время болел) и заявился на фестиваль "Урожай", который проводился на День города в Коломенском, а также предварительно договорился о двух выступлениях - в ЦДХ в конце сентября и ДК МАИ еще месяц спустя. С демкой, кстати, была связана забавная история. Мы, получив ее на руки, ничтоже сумняшеся тут же выложили ее на свой сайт. Еще бы, по качеству сия запись сильно превосходила все, что мы записывали до тех пор. Илья же, прознав про это, устроил нам конкрктный такой разнос, типа нехрен всякими унитазными записями на людях светить, демка только для организаторов мероприятий, а среднего слушателя запись такого качества только отпугнет. Через неделю записи с сайта мы убрали и сделали это настолько качественно, что полную ее версию я нигде не могу найти. Однако вот "главный" трек из нее, просто чтобы вы понимали масштабы бедствия :)

Evil Grebe · Кельтология - Meddle (Music for a Found Harmonium; 2004)
И все бы ничего, но уже с первых репетиций у нас начались, как бы это помягче выразиться, вопросы к их атмосфере. Илья с самого начала начал проявлять себя как администратор и художественный руководитель в одном лице, ну, то есть он отвечал одновременно за организацию выступлений, за материалы для разучивания, аранжировки и то, чтобы итоговый результат соответствовал его задумкам. И если организаторские способности были у него на высоте (хотя, как я сейчас понимаю, значительную роль играло то, что у него благодаря участию в Slua Si накопилось достаточное количество полезных контактов), то по остальным вопросам он регулярно фейлил и не особо признавал свои ошибки, регулярно срываясь на тех, кто в них ему тыкал. Да и мы, практически полные нубы, ожиданиям Ильи не очень-то соответствовали. Мат-перемат на репетициях стоял тот ещё - мы же, привыкшие к полной демократии в группе, да ещё и не испорченные ни гастролями, ни военной кафедрой натуры, от этого сильно кисли. В итоге, из "Кельтологии" довольно быстро сбежал Андрей, ссылаясь кроме того на то, что его не очень устраивает подбираемый Ильёй материал, Цвет начал ходить на репетиции через одну - через две, а Олег устроил форменную итальянскую забастовку: он делал все ровно, как говорил Илья, но спустя рукава, а в ответ на его придирки молчал и улыбался, что бесило его еще больше. Таким образом, единственными, кто хорошо понимал практическую пользу от всей этой движухи, оставались я и Чиж.
Выступление на Урожае прошло для нас... скажем так, скомканно. Толпа народа с барабанами на сцене, никакого предварительного саундчека, не самое лучшее наше сценическое оборудование (ибо откуда ему взяться)... Ясен пень, даже по сравнению с Выборгом (о нем я напишу в следующих частях) это было так себе. Хотя именно по части шоу - с иридановской подтанцовкой - вполне могу предположить, со стороны все это смотрелось весьма ярко.
Между Урожаем и концертом в ЦДХ было три недели, и за это время Илья умудрился выжать из нас все соки, вплоть до того, что мы начали забивать на чисто лейтеровские репетиции, на них просто не оставалось сил.



Выступление "Кельтологии" в ЦДХ

Концерт в ЦДХ состоялся 29 сентября. Лично для меня он был очень обломным, по двум причинам. Во-первых, звук был отстроен так, что себя я почти не слышал и ничего не мог с этим поделать, а, во-вторых, на него не пришла барышня, к которой я подбивал клинья и для которой я специально сделал проходку. В общем, несмотря на пафос (с нуля взять, да отыграть в таком крутом зале), меня тоже начали грызть сомнения на тему моего участия в "Кельтологии". А тут еще дополнительно набросал каках на вентилятор Цвет. Он написал очень жесткое сообщение в закрытом разделе нашего форума, краткая суть которого была такова: еще немного, и мы перестанем существовать как группа и окончательно растворимся в "Кельтологии". А ведь играть там, по сути, нам уже не особо хочется, может, имеет смысл послать Илью куда подальше?.. Ругались мы долго, и в итоге решили, что пошлём мы его на ближайшей же репетиции, но интеллигентно: в оркестре мы отыграем с ним следующий концерт, чтобы он за это время успел подыскать нам замену.
Сказано-сделано, на наше заявление Илья отреагировал с огромным удивлением, но принял нашу отставку, потребовав от меня после ДК МАИ вернуть его гитару назад. К тому моменту я обзавелся уже своим инструментом, который верой и правдой прослужил мне в качестве коеюнцертного и студийного еще почти восемь лет, так что расстался я с этой гитарой с легкостью, тем более, что мы с ней так толком и не подружились.
После нашего ухода "Кельтология" просуществовала около полутора лет, текучка музыкантов в ней при этом была бешеная, и закончилась история этого оркнстра, судя по всему, примерно тогда, когда Илья окончательно разочаровался в музыке как способе заработка.
Подводя итог этой страницы истории нашей группы, не могу сказать, что репетиции с оркестром были совсем уж пустой тратой времени, все-таки обмен опытом с гораздо более прошаренными музыкантами всегда полезен. Мы научились играть народную музыку ближе к тому, как это должно делаться, узнали о существовании множества крутых ирландских групп, близко познакомились с тем, как устроена фолк-сцена в России изнутри... На дворе стояло начало октября 2004 года, впереди маячил Самайн и фестиваль в честь него, у нас был запал, демо-запись и некоторое количество набитых шишек, и мы, почувствовав свободу от Ильи, снова рвались в бой!
Previous post Next post
Up