Прежде чем продолжить свое повествование с того момента, как мы забили на "Кельтологию" (т.е. октябрь 2004 года), необходимо вернуться обратно, примерно к тому моменту, когда мы только-только отыграли на золотолесском балу и рассказать, что происходило в нашей группе параллельно с этими событиями. А происходило в это время очень много интересного, ибо именно в этом время мы наконец начали делать первые шаги в нелегком деле формирования нашей собственной концертной программы и обучения тому, как же, собственно, ирландскую народную музыку подобает играть.
Как я уже писал, стратегическое решение играть меньше "своего" и больше ирландского народного было принято примерно в районе нового 2004 года. Специально его никто не принимал, это было что-то вроде негласного договора, что больше своих песен мы писать не пытаемся, и даже доделывать то, за что мы принимались (условный "второй альбом" про морячка) мы не будем. У нас был мой сборник ирландских песен, Олег накачал откуда-то из недр Интернета PDFку с набором простейших танцевальных мелодий, казалось бы - бери и пользуйся!.. Но - нет, на этом пути нас подстерегало множество засад.
Прежде всего, наши проблемы проистекали из того, что настоящую ирландскую музыку мы на тот момент вообще не знали и не слышали - наши знания ограничивались творчеством группы Pogues, тем, что наиграли наши соотечественники на сборник "Родом из Ирландии", и той "кельтятиной", которую в качестве фонограмм использовали в Иридане, куда ходил Цвет. Тут следует сделать важную ремарку - традиционная ирландская музыка записывается, как и классическая - нотами, но есть нюансы. Дело в том, что инструментарий нотной грамоты очень широк и позволяет указать если не все, то большинство нюансов, как надо исполнять то или иное произведение (темп, характер движения, динамику громкости, акценты, мелкие украшения, они же так называемые мелизмы), но при записи ирландской музыки весь этот инструментарий игнорируется, есть тупо мелодия, а как ее исполнять, решай сам. Если ты варишься на этой кухне достаточно долго, то для тебя правильно интерпретировать эти ноты труда не составляет: темпы стандартные, украшения провешиваются на автомате, акценты расставляются сами собой... И совсем другое дело, когда у тебя за плечами всего лишь максимум музыкальная школа (в лучшем случае; Цвет и Чиж нот не знали вообще), а как все это дело исполняется, тебе известно исключительно в формате "мне тут Рабинович напел". А как вам такая фигня - все танцевальные мелодии делятся на четко отделяемые друг от друга части размером в 8 или 16 тактов, и каждая часть всегда играется по два раза? Естественно, в нотах это тоже никак не указывается, ибо нахрена, и так все всё знают... Про аккомпанимент я вообще молчу - это была моя персональная боль :) У меня была классическая гитара, робкие попытки играть на ней тонким медиатором и прочие навыки класса "дворовая манера игры". Опять же, аккордов над мелодиями никто не надписывал, поэтому мои первые попытки придумать аккомпанимент звучали, скажем так, грустно.
Всю эту безрадостную картину очень здорово иллюстрирует первая в нашей истории мелодия, которую мы взялись делать - Lark in the Morning. Очень хорошо помню, что мелодия эта была одной из первых в Олеговском самоучителе, он ее поиграл, она ему понравилась, он ее нам всем показал, и мы приняли решение - делать. За неделю я попытался по мере своих сил пририсовать к ней аккорды, Цвет старательно прописал в тетрадке, какие дырки на блок-флейте надо зажимать и в каком порядке (по науке это называется "табулатура", и к этому методу Цвет прибегал в дальнейшем примерно всегда, разве что темпы обработки у него с опытом начали расти). Через неделю (мы стабильно собирались для репетиций дома у Олега утром воскресенья) мы попытались соединить то, что у нас получилось, и получилось... странно. Мы решили взять тайм-аут, а еще через некоторое время Олег радостно доложил нам "Чуваки, я тут нашел запись, давайте послушаем, как эту сраную джигу играют профессионалы" и поставил эту запись. Мы охреневаем, понимаем, что не так мы делали примерно всё, снова берем тайм-аут, переучиваем мелодию, я переписываю аккомпанимент, через неделю снова собираемся - о, кажись, теперь это напоминает что-то похожее на фолк.
Ситуация стала понемногу выправляться с приходом в группу Андрея. У него была хоть и специфическая, но достаточно обширная фонотека разного фолка, благодаря чему мы узнали многих классических исполнителей: Silly Wizard, Chieftains, De Danann, Solas. Беда была в другом - Андрей от нашей игры, конечно, морщился, но в силу своего интровертного характера инициативу что-нибудь поправить проявлял достаточно редко. Да и о своей игре он был тоже достаточно низкого мнения, посему не считал себя вправе нас сколь-нибудь серьезно критиковать. Однако на золотолесском балу и на нашей первой демо-записи, сделанной не дома у Олега, а на студии (мы там, кстати, писали не Lark, а другие мелодии - Scatter the Mud / Kesh, между прочим, наш первый сет, т.е. несколько мелодий, которые играются подряд), звуки, которые мы издавали, с определенной натяжкой уже можно было назвать фолком.
Evil Grebe ·
Scatter the Mud / Kesh (2004)Про то, что я научился относительно правильно аккомпанировать исключительно благодаря Илье из "Кельтологии" и о том, что он натаскал нам достаточно количество музыки в нашу копилку того, что надо слушать и у кого учиться, я уже писал. Но не упомянул, что благодаря этой же "Кельтологии" мы поняли, как более-менее правильно и грамотно прописывать для ирландской музыки партии бас-гитары. Ибо это была отдельная и особая боль - что делать с басом. Проблема лежала в очень специфической плоскости: даже если на записях ирландских и шотландских групп бас-гитара использовалась (а это на самом деле происходило достаточно редко), не имея серьезного опыта снятия партий, вычленить из этих записей то, что играет бас, было крайне затруднительно. Илья же прописал для всей концертной программы Чижу табы, используя которые в качестве шаблона, можно было придумать партии и для нашего творчества.
И, наконец, наиболее заковыристую задачку поставила перед нами виолончель Тимура. Инструмент для Ирландии очень редкий, взвинчивать темпы под то, чтобы использовать ее как солирующий инструмент у Тима не получалось, техники не хватало, поэтому он начал сочинять для себя побочные партии, которые периодически очень плохо стыковались с моим аккомпаниментом и партией баса. На эту тему мы с ним постоянно и жестоко ругались, но поделать с этой проблемой ничего, к сожалению, не могли, каждый раз приходилось разбираться с ней на месте.
Пожалуй, на этом месте я остановлюсь, а в следующей части, наконец, расскажу про Выборг, уже давно это обещал :)