Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича в 1498 году

Feb 04, 2023 21:09


Венчание Дмитрия Ивановича на великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское (в некоторых списках и на Тверское) состоялось 4 февраля 1498 года в Успенском соборе, на Соборной площади, в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля.



Лицевой летописный свод Ивана Грозного



Русские списки Чина венчания сохранились в составе:

1) летописей, включая:





листы 150об-151 Иоасафовской летописи

2) рукописных сборников, включая:





листы 143об-144 Требника Син. 675, ГИМ 80370/1294

Герберштейн в Записках о Московии подробно рассказывает об обряде венчания Дмитрия Ивановича (издание 1556г.: Rerum Moscouiticarum Commentarij Sigismundi Liberi Baronis in Herberstain, Neyperg, & Guettenhag...):

"Modus Inaugurandi Principes. Morem, quo Principes Moscovuiae inaugurantur, sequens formula, quam non ita facile consecutus sum, tibi depinget: & qua usus est Magnus Dux Ioannes Basilii, cum suum nepotem Demetrium, ut antea memini, Magnum ducem et monarcham Russiae investiverat...."

Перевод Назаренко А.В.: "Обряд венчания государей [нижеследующее описание, которое я добыл не без труда, наглядно изображает обряд, согласно которому венчаются государи московские. Этот обряд применен великим князем Иоанном Васильевичем, когда он, как я упоминал выше, короновал своего внука Димитрия великим князем и монархом Руссии.]..."



Стр. 19 Rerum Moscouiticarum Commentarij ...

Сверка списков Чина венчания с переводом Герберштейна показала, что перевод был сделан с русского оригинала, близкого Синод. 675 и Соф. 1454.

Отметим в Чине венчания обращение великого князя Ивана к митрополиту Симону, поздравления митрополита Симона после обряда венчания, а также напутственные поучения Дмитрию от митрополита Симона и великого князя Ивана Васильевича (здесь - из Иоасафовской летописи):

Князь великии отрече: «Отче митрополитъ! Божиим изволением от наших прародителей великих князей старина наша, то и до сѣх мѣстъ отци, великие князи, сыномъ своим пръвым давали великое княжество, и яз был своего сына пръваго Иоанна при себѣ же благословилъ великим княжеством. Божиа пакъ воля ссталася, сына моего Иоанна не стало в животѣ, а у него остался сынъ первой Дмитреи, и азъ его нынѣ благословляю при себѣ'и опосле себя великим княжеством Володимерскым и Московъскым и Новогородскым. И ты бы его, отче, на великое княжество благословилъ».

И глагола митрополит великому князю «Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный царю Иоанне, великии князь всея Руси самодръжецъ, и с своим внуком с великим князем Дмитрием Ивановичем всеа Русии на многа лѣта».

Великому князю Дмитрию митрополит молвил: «Божиею милостию здравствуй, господине и сыну князь великии Дмитрии Иванович всея Русии с своим государем и дѣдом с великим князем Иваном Васильевичем, всея Русии самодръжцем, на многа лѣта».

Поучение митрополиче: «Господине и сыну князь великии Димитрии! Божиим изволением дѣд твои князь великии пожаловалъ тебе, благословилъ велицим княжством. И ты, господине и сыну, имѣи страх божии в сердци, люби правду и милость и суд правой, и имѣи послушание къ своему государю и дѣду, к великому князю, и попечение имѣи от всего сердца о всем православном христианствѣ. А мы тебе, своего господина и сына, благословляем и бога молим о вашем здравии».

Рѣчь великого князя къ внуку: «Внукъ Димитрии! Пожаловал есми тебя и благословилъ великим княжством, и ты имѣи страх божии в сердци, люби правду и милость и суд правой, и имѣи попечение от всего сердца о всем православном христианствѣ».

ВЫВОДЫ:

  1. Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича стало первым либо первым из известных венчаний на Руси, традиция которых продолжится далее от Ивана Васильевича (Грозного) до последнего Российского императора Николая Александровича Романова. В основе традиции чин венчания ромейских (византийских) василевсов (императоров).
  2. Независимость государства и его самодержца выражена в словах Ивана Васильевича (III) "от наших прародителей великих князей старина наша, то и до сѣх мѣстъ отци, великие князи, сыномъ своим пръвым давали великое княжество, и яз был своего сына пръваго Иоанна при себѣ же благословилъ великим княжеством".
  3. Нравственные устои власти на Руси выражены в поучениях митрополита Симона и Ивана Васильевича "имей страх божии в сердце, люби правду и милость и суд правой, и имей попечение от всего сердца о всем православном христианстве".

Источники и дополнительные материалы:

1. Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. С историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М. : Университетская типография, 1883. (чин венчания на стр.32-38, в поиске 75-81).

2. Издание 1556 года на латыни: Rerum Moscouiticarum Commentarij Sigismundi Liberi Baronis in Herberstain, Neyperg, & Guettenhag: Russiae, & quae nunc eius metropolis est, Moscoviae, brevissima descriptio. Chorographia denique totius imperii Moscici,...(чин венчания на стр.19-22).

3. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии: в 2т. /Под ред. А.Л.Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2008г. (чин венчания в томе 1 стр.110-123).

4. Требник (с чином поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича, внука Ивана III Васильевича). Датировка: конец XV-начало XVIвв. (Син. 675, ГИМ 80370/1294). Чин венчания на листах 143 об - 151 об.

5. Иоасафовская летопись (летописный свод XVI в. с изложением событий 1437-1520 гг.). РГБ OR Ф.173.1 №196.2.

6. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. - Харьков, 1901. (глава IV, стр.110 - в поиске 119).

7. Бурсон А.Е. Чин поставления на великое княжение Дмитрия-внука и проблема византийского идейно-политического наследия в конце XV - начале XVI в.

8. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). Глава: Наследие Августа-Кесаря.

митрополит Симон, 15 век, История России, Герберштейн, 16 век, Дмитрий Иванович, История Руси, Иван III

Previous post Next post
Up