16 августа 2024 года
«Город на память». 907. Арбат. Мемориальная квартира Пушкина
«Москва - родной город Пушкина. Здесь он появился на свет, в московском журнале прошла первая публикация, в столице жили его самые задушевные друзья, наконец, в Москве он повстречал Наталью Гончарову, сватался, венчался с ней, прожил счастливые первые месяцы семейной жизни», - рассказывает Евгений Богатырёв, директор Государственного музея А.С.Пушкина. В январе 1831 года накануне свадьбы поэт арендовал арбатский особняк, принадлежавший дворянской семье Хитрово. В советские годы Моссовет распорядился реставрировать дом для размещения музея, посвящённого жизни и творчеству великого поэта.
Арбат, 53с1 - Мемориальная квартира Александра Пушкина, филиал Государственного музея А.С.Пушкина. Этот дом известен с XVIII века, он почти полностью выгорел при наполеоновском пожаре, но вскоре был восстановлен. Молодожёны прожили на Арбате всего три месяца и переехали в Царское село, планировка дома с тех пор сильно изменилась, однако сам факт пребывания здесь Пушкина стал поводом для открытия музейной экспозиции.
Смотрите старые фотографии. Арбат. Дом Хитрово. 1957-1962 гг.:
https://pastvu.com/p/967744 Арбат, 53с6 - дворовый корпус городской усадьбы Хитрово (1878, архитектор К.Буссе), при Пушкине его ещё не было, а за главным домом тогда располагался обширный хозяйственный двор.
После Пушкиных в особняке побывало немало постояльцев, а в первые годы советской власти здесь открылся Окружной самодеятельный театр Красной Армии, в худсовет которого входили Маяковский и Мейерхольд и для которого на втором этаже устроили зрительный зал на 250 мест. В 1937 году усилиями Пушкинской комиссии под председательством М.Цявловского на фасаде появилась мемориальная доска, что не помешало перепланировать дом под коммуналки, рассчитанные на проживание трёх десятков семей, причём пушкинскую гостиную с высоким потолком сделали двухэтажной.
Решение о создании музея Моссовет принял в 1972 году, однако научно-реставрационные работы затянулись надолго и мемориальная квартира приняла первых посетителей лишь в 1986 году. Планировка и интерьеры воссозданы по сохранившимся воспоминаниям современников Пушкина, в залах представлены подлинные предметы из фондов музея и аутентичная обстановка XIX века. Автором художественного проекта стал главный художник-дизайнер Е.Розенблюм, руководил работами первый директор Государственного музея А.С.Пушкина А.Крейн.
Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой (1999, скульпторы Александр Бурганов и Игорь Бурганов)
Для проживания с молодой женой Александр Пушкин выбрал дом «двухэтажный с антресолями и к оному принадлежащими людскими службами, кухнею, прачешной, конюшней, каретным сараем». В маклерской книге сохранилась запись о найме дома за две тысячи рублей государственными ассигнациями. Поэт обязался принятую по описи мебель «содержать в чистоте и целости», а в случае пожара по вине нанимателя или его прислуги выплатить владельцу 50 000 рублей. По причине эпидемии холеры Никанора и Екатерины Хитрово не было в Москве и Пушкин вёл переговоры о найме с их родственницей Надеждой Сафоновой.
Уже в начале февраля Пушкин обратился к друзьям писать ему письма на новый адрес «на Арбат в дом Хитровой», а 17 февраля жених устроил здесь холостяцкий обед-«мальчишник», на который пригласил ближайшее окружение - Л.Пушкина, П.Вяземского, Н.Языкова, Д.Давыдова, И.Киреевского, А.Елагина, А.Верстовского. На следующий день в церкви Большого Вознесения состоялся обряд венчания молодых, после которого в гостиной арбатского дома устроили свадебный ужин. 27 февраля Пушкины давали свой первый бал, который посетил екатерининский вельможа князь Н.Юсупов. Хотя договор о найме был рассчитан до июля, чета Пушкиных 15 мая покинула Москву и отправилась на дачу в Царское Село.
Первая литературно-историческая экспозиция пушкинской квартиры, создававшаяся в восьмидесятые годы, проработала почти четыре десятилетия, пока зданию не потребовался ремонт. В 2023-2024 годах была обновлена кровля, заменён паркет, отреставрирован фасад здания, полностью заменена электрика, сигнализация, проводка, инженерные системы. 6 июня, в день рождения великого русского поэта, первые посетители могли увидеть обновлённую экспозицию, которая размещается на двух этажах старинного особняка.
Кроме того, в соседнем здании оборудована современная рекреационная зона с административными службами, гардеробом, книжным киоском и выставочной экспозицией, посвящённой истории улицы Арбат. Именно отсюда по подземному коридору посетители попадают в исторический особняк.
Центральным экспонатом зала в цокольном этаже стал макет улицы Арбат с участками, воссозданными по архивным документам по состоянию на середину XIX века. Здесь можно найти изображения и описания всех арбатских домов, вспомнить многих известных людей, чьи имена в разные эпохи были связаны с Арбатом.
Экспозиция на первом этаже исторического здания знакомит посетителей с периодом жизни Пушкина, хронологически связанным с его пребыванием в арбатской квартире, временем, полным тревог и, наконец, наивысшего счастья - обретением семьи и дома. Эти залы передают атмосферу пушкинской Москвы, показывают пестроту московского быта, они посвящены театральной, музыкальной, художественной жизни 1820-1830-х годов, рассказывают о друзьях Пушкина и истории его знакомства с Натальей Гончаровой.
Один из залов представляет собой уютную гостиную, обставленную предметами мебели, принадлежавшим Ушаковым, - московским знакомым Пушкина. В подобных гостиных москвичи слушали музыку, ставили домашние спектакли и живые картины, читали вслух, обсуждали новости.
В следующих залах воссоздана обстановка писательского кабинета, представлены книги и портреты московских писателей и издателей, с которыми Пушкин дружил, переписывался, был связан общими литературными интересами. В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин ставил Москву выше «культурной столицы»: «Учёность, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы».
Дальше представлена история взаимоотношений поэта с семейством Гончаровых. В экспозиции - мемориальная мебель, книги, живопись и другие ценные реликвии из гончаровского имения «Полотняный завод», например, восковой макет крепостного оркестра XVIII века, уменьшенная копия «медной бабушки», современное воссоздание утраченного памятника Екатерине II, который Пушкин получил от Гончаровых в качестве приданого невесты.
Специально для музея художник Дмитрий Белюкин создал масштабное полотно «Венчание Пушкина», воссоздающее все детали церковного таинства.
Экспозиция первого этажа подводит посетителей к мемориальному пространству - по деревянной лестнице поднимаемся наверх.
Александр Пушкин и Наталья Гончарова проживали на втором этаже особняка, где восстановлено пространство пушкинской квартиры: габариты и расположение комнат, лестниц, печей, проёмы, облицовка подоконников и откосов окон, старинный паркет. Здесь воссоздана обстановка парадной гостиной, столовой, кабинета, спальной, будуара и буфетной.
Анфилада жилых мемориальных комнат открывается аванзалом. Именно здесь Павел Нащокин, Петр Вяземский и его сын Павлуша встречали новобрачных с образом сразу после венчания.
Парадная гостиная украшена бронзовыми люстрами, золочёными бра, канделябрами, зеркалами. На стенах - живописные изображения московского ландшафта, где древность и святость соседствуют с ветхостью, а величие - с повседневностью.
Стены столовой помнят и «мальчишник», и свадебный ужин и первый бал Пушкиных. Праздничность залу придают золочёные бронзовые вазы и жирандоли с хрустальными подвесками, на обеденном столе - фарфоровая посуда, фруктовница, на стенах - портреты гостей Пушкина: Николая Языкова, Евгения Баратынского, Дениса Давыдова и других. Во время «мальчишника» друзья жениха произносили тосты, шутили и веселились, но сам виновник торжества выглядел озабоченным. А свадебным ужином руководил Лев Пушкин, младший брат поэта, единственный из всей близкой родни, кто оказался в Москве.
Интерьеры пушкинского кабинета воспроизведены по воспоминаниям Павла Вяземского. В этом зале экспонируется одна из главных реликвий музея - прижизненный портрет Пушкина, созданный А.Елагиной с оригинала В.Тропинина. В книжных шкафах хранятся публикации Пушкина и статьи о нём.
«Никто не должен знать, что может происходить между нами; никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейственной жизни»,- писал Пушкин своей супруге. Поэтому спальня представлена посетителям максимально деликатно - кровать из карельской березы прячется за ширмой.
Будуар - это личное пространство хозяйки дома. Перед небольшим диваном - стол с чайным сервизом, рядом сундук с приданым и секретер с миниатюрным портретом Пушкина, шахматами, в которые Гончарова неплохо играла, дамскими вещицами и безделушками. В будуаре представлены подлинные серьги Натальи Гончаровой.
Буфетная завершает мемориальную анфиладу залов второго этажа и показывает бытовую сторону жизни дома: здесь можно увидеть столовые приборы, корзину с дровами, ушат, ведро и самовар как свидетельства повседневности и ежедневных хлопот. Семейная жизнь отнимала немало времени и в бытовых вопросах помогали нанятые слуги - экономка, дворецкий, повар, камердинер, горничные.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта «Город на память» Все фотоистории проекта «Город на память»