12 августа 2024 года
Фотопроект «Город на память». 906. Арбат. От стены Цоя к Окуджаве
За стенами Кремля в XIV веке находился пригород, предместье, по татарски «рабад»; слово это было переделано москвичами на «Арбат». «В XIV-XV веках на территории теперешнего Арбата жили княжьи и церковные оброчники, купленные люди, холопы-страдники, княжеские промышленные люди, конюхи и сокольники, архиерейские рыболовы, свободные крестьяне-издольники. На большом пространстве были разбросаны починки, сельца, деревушки, состоящие из одной-двух изб. Такова была деревянная и совершенно деревенская застройка Занеглименского края, неоднократно горевшая при частых пожарах и нашествиях врагов»,- рассказывал профессор Н.Тарасов в публикации 1930-х годов «Застройка на трассе метро».
В пожар 1812 года весь Арбат выгорел. Новая застройка была также преимущественно деревянная и только во второй половине XIX столетия начали появляться каменные купеческие здания. На рисунках художников того времени улица изображена широкой, мощёной булыжником, и по ней туда-сюда разъезжали экипажи. До революции Арбат считался доходной и бойкой улицей, из 70 владений половина принадлежала купечеству и фабрикантам, 12 - дворянам, 10 - церквям и монастырям, 9 - крупным чиновникам и военным, 5 - учреждениям и обществам. Официальная оценка земли доходила здесь до 225 рублей за квадратную сажень (для сравнения, на Большой Дорогомиловской - 50 рублей). Украшением Арбата стали многоэтажные доходные дома с богато оформленными фасадами.
После Октябрьской революции квартиры выселенных аристократов пригодились для коммунального проживания представителей победившего пролетариата. На некоторое время район стал довольно маргинальным и криминализованным, однако по Арбату на свою кунцевскую дачу стал ездить товарищ Сталин и чекисты быстро навели здесь порядок. Ещё в 1880 году по улице был проложен маршрут конки, заменённый сначала электрическим трамваем, а затем - троллейбусом, который, благодаря песне Булата Окуджавы, стал одним из арбатских символов. К 1982 году троллейбусный маршрут был упразднён и вскоре Главмосинжстрой приступил к обустройству первой московской пешеходной улицы, выложенной плиткой. В допешеходные времена улица казалась более широкой - на ней умещались четыре полосы проезжей части плюс тротуары.
Такова вкратце пятисотлетняя история Арбата, про который проект «Город на память» начал рассказывать в трёх сюжетах, опубликованных в 2012 году и показавших улицу Арбат от Арбатских ворот до Театра Вахтангова. Сейчас в те старые фотоальбомы легко перейти по интерактивной карте «Город на память» (ссылка на карту в самом конце фотоальбома). Завершить арбатскую прогулку тогда не сложилось по причине недостатка материала по знаковым достопримечательностям, но продолжения всё-таки появились спустя двенадцать лет - про Театр Вахтангова, стену Цоя, квартиру Пушкина и купеческую архитектуру. Мировая культура знает подобные примеры: кинорежиссёр Джордж Лукас сначала снял трилогию «Звёздные войны» и лишь через 16 лет, отягощённый новыми знаниями и технологиями, продолжил космическую сагу ещё тремя фильмами. Итак, прогулка по Арбату продолжается.
Арбат, 28 - доходный дом с магазинами (1903, архитектор А.Остроградский)
По словам местных жителей, внутренний двор не изменился с середины восьмидесятых годов.
Арбат, 30с1 - доходный дом на 27 квартир (1904, архитектор Н.Боборыкин)
На первом этаже до недавнего времени размещался один из старейших московских зоомагазинов.
Арбат, 30с2 - доходный дом (1904)
Арбат, 30с3 - доходный дом
Застройщик тесно ставил корпуса домов вплотную друг с другом, не задумываясь об инсоляции, разве что о противопожарной безопасности позаботился и предусмотрел глухие стены-брандмауэры, которые препятствуют распространению огня.
Арбат, 32 - доходный дом адвоката А.Урусова, в основе которого строение начала XIX века, а декор в русском стиле парадный фасад обрёл в 1898 году в процессе реконструкции по проекту архитектора С.Крошечкина.
Со двора дом тоже выглядит опрятно, в отличие от некоторых соседних участков.
Арбат, 34 - доходный дом (1888, архитектор В.Гаврилов). На фасаде сейчас «все флаги в гости к нам», а десяток лет назад магазин выглядел не так красочно.
Арбат, 36с1 - городская усадьба И.Королёва - П.Страховой - Тестовых, неоднократно перестроенное здание XVIII века
Арбат, 36с6 - административно-офисное здание
Арбат, 37 - ансамбль городской усадьбы Хованского (XVIII-XIX вв.)
Арбат, 39 - клубный дом «Арбат 39» построен на месте снесённой городской усадьбы Мельгунова. В 1913 году в усадебном доме открылся электротеатр «Ампир», с 1936 года известный как кинотеатр «Юный зритель». Стены фойе были расписаны художником И.Билибиным на темы русских сказок. А до «Ампира» здание занимала частная Алфёровская женская гимназия, славившаяся передовой организацией обучения и педагогическим составом.
Электротеатр «Ампир». 1912-1915 гг.:
https://pastvu.com/p/3999 На фасаде нового элитного дома лишь воссоздано из современных материалов историческое оформление особняка.
Снос усадьбы (дома 39 и 41) произведён в 2012 году
В итоге появились два смежных новодела под общим номером 39.
Вдоль улицы установлены стенды для выставок, очередная из которых посвящена современному военному плакату на тему СВО.
Арбат, 43 - жилой дом был построен в 1890 году двухэтажным и принадлежал купцу Аврааму Рафильзону.
Арбат. 1905 год:
https://pastvu.com/p/9679 Ещё до революции произошла первая перестройка здания с обустройством квартир для сдачи в аренду. Пятикомнатную квартиру на четвёртом этаже занимал кожевенный фабрикант Ян Каневский, которого большевики «уплотнили», оставив одну комнату, а остальные предоставили трудящимся гражданам - среди них были и молодожёны Шалва Окуджава и Ашхен Налбандян. В этой квартире № 12 провёл свои детские годы будущий литератор и бард Булат Окуджава, ставший кумиром молодёжи в эпоху «оттепели», наряду с Вознесенским, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским. Судьба его родителей оказалась трагичной, оба были репрессированы в 1937-1939 годах. Тем не менее, поэт тепло вспоминал то время и написал несколько лирических песен про улицу своего детства. «Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание. Ты - и радость моя, и моя беда». А дом обрёл нынешний вид после реконструкции в 1936 году по проекту архитектора Владимира Чагина.
Скульптурная композиция, посвящённая Булату Окуджаве (2002, скульптор Георгий Франгулян), представляет собой дворик с подворотнями, стол и скамейку возле живого дерева, старую арбатскую булыжную мостовую, по которой прогуливается поэт.
Арбат, 45 - жилой дом (1935, архитектор Л.Поляков), в котором жили исследователь Арктики Иван Папанин, архитектор Владимир Щуко, чекист Николай Ежов, писательница Мариэтта Шагинян, революционерка Вера Фигнер, потомки Александра Пушкина и Льва Толстого, построен на месте снесённого в 1932 году храма Николая Чудотворца в Плотниках.
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках. 1881 год:
https://pastvu.com/p/8438 Арбат. 1881 год:
https://pastvu.com/p/1533553 На фото виден и церковный участок, и свежепроложенная линия «конно-железной городской дороги».
Арбат, 38с1 - доходный дом (1901, архитектор Н.Матвеев) оформлен в стиле барокко.
Арбат, 1957 год:
https://pastvu.com/p/1736780 Арбат, 38с2 - дореволюционный доходный дом
Арбат, 40 - доходный дом на восемь квартир (1820-е годы, начало ХХ века, архитектором И.Герман)
В подворотне замечен персонаж из булгаковского романа «Мастер и Маргарита»
Арбат, 40с2 - дореволюционное здание, Управа района Арбат
Арбат, 42с1 - дом капитанши Е.Хвощинской (1820-е годы) перестроен в 1868 году, а в 1980-е годы разобран и воссоздан для грузинского культурного центра «Мзиури».
Арбат, 42с3
Используемая литература: «Строительство Москвы» 1939, № 13
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта «Город на память» Все фотоистории проекта «Город на память»