7 августа 2024 года
«Город на память». 905. Промзона № 30 «Коломенское»
В XIX веке территория будущей промышленной зоны представляла собой обширную пустошь между деревнями Дьяковское и Котляково, а к индустриальным предприятиям с большой натяжкой можно было отнести лишь кузницу да мельницу. В первые десятилетия советской власти здесь открылся Москворецкий плодоовощной комбинат и Мосрыбокомбинат, началось строительство пивоваренного завода и других крупных предприятий. Согласно высказываниям нынешних чиновников, советские промзоны теперь утратили былую мощь, бескрайние индустриальные просторы превратились в «ржавый пояс столицы» и стали основным градостроительным резервом. Современное состояние промзоны № 30 «Коломенское» зафиксировано в очередном фотоальбоме «Город на память».
Надо уточнить, что в названиях промзон к востоку от Варшавского шоссе есть некоторая географическая несуразица: участок севернее Кантемировской улицы называют промзоной № 30 «Коломенское» (хотя историческое Коломенское отсюда довольно далеко), а территория южнее Кантемировской именуется промзоной № 32 «Котляково» (хотя деревня Котляково находилась как раз на землях промзоны № 30, о чём напоминают названия Котляковской улицы и Котляковских переулков).
В окрестностях перекрёстка Котляковской улицы и 1-го Котляковского переулка стояли избы старинной деревни Котляково на реке Чертановке, известной с XVII века. В период коллективизации крестьяне объединились в колхоз «Новая жизнь», который был упразднён и поглощён индустриальной застройкой в 1960-х годах.
Котляковская улица
1-й Варшавский проезд, 1А - Москворецкий пивоваренный завод был основан в 1939 году, однако строительство пришлось приостановить из-за войны и первая варка «Жигулёвского» пива состоялась лишь в 1959 году. Спустя десять лет завод стал опытно-экспериментальным - здесь осваивали и совершенствовали новые технологии, в частности, внедрили линию для непрерывного производства пива, освоили выпуск безалкогольных напитков, в восьмидесятые годы производили пиво «Золотое кольцо» в жестяной банке, а во время борьбы с пьянством часть пивных мощностей приспособили для производства кваса. В советском ассортименте значились «Жигулёвское», «Московское», «Славянское», «Москворецкое», «Ячменный колос», затем к ним прибавились «Гонец», «Посадское», «Rausch Bier» и даже специально для болельщиков - «Спартаковское» пиво. Помимо напитков в бутылках завод выпускал большие объёмы разливного пива. Сотрудничество с «Кока-колой» позволило пережить сложный постсоветский период, но всё же после нескольких перепродаж завод был закрыт.
1-й Варшавский проезд, 1Ас1 - общежитие Москворецкого пивзавода (1958)
1-й Варшавский проезд, 2 - Мосрыбокомбинат был основан в 1937 году, тогда же были построены и первые производственные корпуса. Предприятие, специализировавшееся на переработке и производстве рыбной продукции, было крупнейшим в столичном регионе, по Рязанско-Уральской железной дороге сюда в вагонах-ледниках и рефрижераторах поступала астраханская рыба. К 2007 году комбинат производил сотни тонн копчёной и солёной рыбы, пресервы и полуфабрикаты, холодильные ёмкости единовременно вмещали 10 000 тонн продукции. В том же году имущественный комплекс привлёк внимание девелоперов, произошла смена руководства и сейчас основным видом деятельности является аренда недвижимого имущества, а переработка и консервирование морепродуктов, оптовая и розничная торговля значатся как дополнительные виды деятельности.
1-й Варшавский проезд, 2к1 - Дом культуры Мосрыбокомбината (1958) состыкован с общежитием предприятия (1951-1953). Архитектор неизвестен, аналогичный проект Дома культуры был реализован в белорусском Витебске. Старожилы вспоминают гастроном с хорошим ассортиментом, располагавшийся на первом этаже. Сейчас оба здания заброшены, богатая отделка фойе и зрительного зала уничтожена десять лет назад при провалившейся попытке реконструкции и кажется, что исполин советской культуры обречён на снос.
1-й Варшавский проезд, 6 - Царицынский молочный комбинат (1976) специализируется на производстве детского питания, молочных смесей, фруктово-ягодных соков, овощных пюре. Инвестором модернизации комбината является компания «Вимм-Билль-Данн».
2-й Котляковский переулок, 3 - парфюмерная фабрика «Новая заря» (1961). Предприятие было основано на Шаболовке в 1864 году французским предпринимателем Генрихом Брокаром, в советское время получило нынешнее название и стало ведущим производителем парфюма. В связи с планами ликвидации флагманской площадки с последующей жилой застройкой участка производство переносится сюда, в филиал в Котляково.
Котляковская улица, 3 - завод «Мосремстроймаш», основанный в 1960-е годы для производства металлоконструкций и ремонта строительной техники, превратился в бизнес-центр «Платинум».
Котляковская улица, 5
Каширский проезд, 27с5 - Октябрьская плодоовощная база (1975)
На Октябрьской плодоовощной базе. 1970-1973 гг.:
https://pastvu.com/p/1773394 Каширский проезд, 23 - транспортное предприятие
Каширский проезд, 17с1 - склад «Мосгороптторг» (1962)
В глубину промзоны от Рязанско-Уральской железной дороги (Павелецкое направление МЖД) уходили несколько железнодорожных веток, из которых сохранились две, да и те выглядят заброшенными.
Старокаширское шоссе, 4А - завод РЭТО создан в 1959 году и специализируется на ремонте электротехнического оборудования
Завод РЭТО. Транспортировка груза. 1971-1980 гг.:
https://pastvu.com/p/1499467 2-й Котляковский переулок, 2А - Коломенская складская база фабрики «Красный Октябрь» (1958)
2-й Котляковский переулок, 18 - производственный цех (1965), бизнес-центр Kotlyakovo Plaza
На территории Москворецкой плодоовощной базы строится жилой комплекс «LIFE-Варшавская». Это было одно из первых предприятий промзоны со множеством цехов и пакгаузов, у которых разгружались железнодорожные вагоны. Также снесён и гигантский трёхэтажный холодильный склад.
Москворецкая овощная база. 1986 год:
https://pastvu.com/p/532851 Москворецкая плодоовощная база. 1980-1985 гг.:
https://pastvu.com/p/98663 Архитектура жилых домов, отделанных весёленьким разноцветным сайдингом, не отличается от других московских новостроек, зато здесь планировщики оставили место для широких благоустроенных бульваров, а в школьном дворе предусмотрено настоящее футбольное поле. К станциям метро пока можно доехать только на автобусе 897 маршрута.
Строящаяся церковь. На заднем плане - автокомбинат в 1-м Котляковском переулке
1-й Котляковский переулок, 3к1 - типография (1997)
Котляковская улица, 9к3 - административное здание (1997)
1-й Котляковский переулок, 13 - банно-прачечный комбинат «Новость» (1988) относился к одноимённому комбинату бытового обслуживания, созданного для обслуживания Олимпийских игр 1980 года. В XIX веке здесь проходила главная улица деревни Котляково.
Котляковская улица, 8 - одна из площадок производственного объединения «Мосэлектроприбор», созданного в 1965 году в результате слияния нескольких фабрик. История предприятия началась в 1924 году с создания Кооперативно-производственного объединения № 4 «Дружба», которое предоставляло рабочие места инвалидам. Во все времена основной продукцией было электрооборудование: выключатели, разъёмы, розетки.
Котляковская улица, владение 7 - на месте снесённых складов появились котлованы новостроек ПИК
А здесь прокладывается трасса Юго-Восточной хорды Московского скоростного диаметра.
Далеко не полный обзор промзоны всё же даёт представление о масштабах производства в советский период истории, когда местные заводы, фабрики и складские терминалы предоставляли немало рабочих мест и играли важную роль в городской экономике. Предполагается, что некоторые предприятия всё же останутся действующими, но в сети можно обнаружить схемы, на которых промзона полностью поделена между девелоперами Pioneer, ПИК и MR Group с сохранением лишь Царицынского молочного комбината.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память»