2 августа 2024 года
«Город на память». 904. Из Богородского в Метрогородок
Бульвар Маршала Рокоссовского ведёт в сторону Открытого шоссе, бывшей Открытой улицы, вырвавшейся за окружность МОЖД, но уткнувшейся в лесопосадки Лосиного острова. Окрестности железной дороги привычно занимали промышленные предприятия и склады, а на лесной опушке вдоль Открытой улицы в конце 1930-х годов был основан рабочий посёлок сотрудников метрополитена.
Большая прогулка по Богородскому продолжается по Открытому шоссе, эта местность расположена довольно далеко от исторического села Богородского, однако входит в состав современного одноимённого района. В овраге возле Открытого шоссе когда-то устроили свалку промышленных отходов, над свалкой вырос внушительных размеров пологий холм, а в 2012 году часть холма заняли корпуса жилого комплекса «Богородский». Планы застройки появились ещё в девяностые годы, однако вероятность обнаружить в промышленном мусоре радиоактивные и химические вещества оказалась высокой. Потребовалось вмешательство специалистов «Радона», которые загрязнённые отходы нашли, дезактивировали и вывезли за пределы Москвы.
Бульвар Маршала Рокоссовского, 5 - продуктовый магазин «стеклянный на горке» (1962)
Смотрите старые фотографии. Катание с горки. 1981-1982 гг.:
https://pastvu.com/p/76610 Горка, с которой советские дети зимой съезжали на санках и картонках, полностью срыта. Вместо холма появился сквер, который носит название Народный парк «Янтарная горка» по расположенному напротив районному центру «Янтарь». В 1964 году здесь был построен кинотеатр «Янтарь», которому девелоперы из ADS Group уготовили участь ещё трёх десятков советских кинотеатров - снос и строительство одноимённого торгового центра по типовому проекту англичанки Аманды Ливит.
Открытое шоссе, 4с1 - районный центр «Янтарь»
К Открытому шоссе ведёт также Ивантеевская улица (бывшая улица Подбельского), уже подробно изученная в предыдущем сюжете. Переименование улицы повлекло и переименование станции метро - в 2014 году станция «Улица Подбельского» превратилась в «Бульвар Рокоссовского».
Ивантеевская улица, 15к1 и 17к1 - жилые дома 1961 и 1958 годов постройки
Ивантеевская улица, 23 - жилой дом (1958)
Ивантеевская улица, 25к2 - школьное здание серии МЮ (1960), ПТУ № 128, ПТУ № 73, Технологический колледж № 21. Пока по всей Москве строились десятки кирпичных школ по проекту Лидии Степановой, архитекторы получили задание на более экономичное школьное здание из крупных блоков. В 1955 году архитекторы Моспроекта А.Степанов и И.Чекалин представили два проекта школы на 880 учащихся, которые оказались весьма удачными. Они получили индексы МЮ и МС - планировка несколько отличалась при ориентации главного фасада на юг и на север. Входная группа украшена пилонами с портретами литераторов - А.Пушкина, Л.Толстого, М.Горького и В.Маяковского.
Конечная трамвайная станция «Бульвар Рокоссовского». Считается, что кольцо появилось в 1958 году, однако ещё в начале 1950-х годов в посёлок Подбельского стал ходить трамвай № 4 и он где-то должен был разворачиваться.
Трамвайное кольцо на улице Подбельского. 1968-1972 гг.:
https://pastvu.com/p/408832 Вход в диспетчерскую оживляет арт-объект
Панельных хрущёвок в Богородском не слишком много, но они есть и ждут реновации.
Открытое шоссе, 5к11 - жилой дом (1961)
Открытое шоссе, 6 - детский сад № 75 (1962)
К району Богородское относится чётная сторона Открытого шоссе, где расположен ещё один жилой квартал и корпуса Московского завода специализированных автомобилей, основанного в 1948 году. Экспериментальное предприятие располагало собственным конструкторским бюро и было призвано освоить новое направление - разработку погрузочной техники разных типов - для сыпучих грузов, брёвен, строительных материалов, товаров на складе.
На складе готовой продукции Московского завода «Автопогрузчик». 1952 год:
https://pastvu.com/p/727535 В 1950-1960-е годы ассортимент продукции ещё больше увеличился за счёт гидравлических мусоровозов на шасси ГАЗ-51, тротуароуборочных машин, автокранов, картофелерассадочных агрегатов для сельского хозяйства, мобильных трапов для Аэрофлота, радиовышек и фургонов-кунгов для Министерства обороны, прицепов различного назначения, а также детских педальных машинок. Техника МЗСА была востребована во всех отраслях народного хозяйства и поставлялась на экспорт, объёмы производства были настолько большими, что цеха работали в две смены, а некоторые отделения - круглосуточно. И после распада Союза завод остался одним из ведущих производителей прицепной техники в России.
Тротуароуборочная машина ТУМ-975 разработана на МЗСА (отреставрированный экземпляр представлен в коллекции Музея Транспорта Москвы)
Несколько случайных фотографий ретротехники. Возможно, какие-то из этих машин и прицепов были произведены в цехах МЗСА.
Жилой комплекс «Преображение» возведён на месте Автокомбината № 28
А там, где построен ЖК «Талисман на Рокоссовского» и копается котлован для дома переселенцев по реновации, когда-то хрюкали и повизгивали питомцы свиноводческого хозяйства совхоза «Красный луч» - ряды свинарников стояли на пересечении Открытого шоссе и Московской Окружной железной дороги.
На территории автокомбината № 34 (автокомбинат № 17) в 2004 году обосновался торгово-развлекательный центр «Подсолнухи».
На автокомбинате № 34. 1979 год:
https://pastvu.com/p/52791 Спустя два десятка лет от индустриальных строений и следа не осталось - здесь начинается строительство ЖК «Мангазея в Богородском». Незнакомое слово по-первости вызывает ассоциации с медициной («вколите пациенту два кубика мангазеи», «не расчёсывай мангазею»). На самом деле, Мангазеей назывался древний русский город в Заполярье, возникший в XVII веке как центр торговли пушниной, быстро разбогатевший, но просуществовавший недолго, так как сгорел дотла. Очень своеобразное название для жилого комплекса.
Ивантеевская улица, 25А - фабрика-прачечная № 72 (1966), торговый центр
По Московской Окружной железной дороге непрерывно ходили товарные составы, а теперь по МЦК летают «Ласточки».
Мытищинский путепровод связывает Богородское с Метрогородком
Окрестные предприятия построены в 1950-1970-х годах, они входят в промзону № 53 «Калошино» и специализируются преимущественно на производстве и хранении пищевых продуктов. Из крупных предприятий можно упомянуть Черкизовский мясоперерабатывающий завод, «Русский продукт» (включает макаронную фабрику и комбинат пищевых концентратов «Колосс» - это здесь в 1963 году начали производить советские чипсы - «Хрустящий картофель в ломтиках»), плодоовощное объединение «Куйбышевское», Московский хладокомбинат № 12, филиал Микояновского мясокомбината (бывший Черкизовский молочный завод), а также «закрома Родины» - склады госрезерва «Сигнал».
Строительство первой очереди холодильника. 1954 год:
https://pastvu.com/p/926714 Вместо монументального первоначального проекта Ивана Жолтовского был выбран простой индустриальный вариант в виде бетонной коробки.
Метрополитеновскую производственную инфраструктуру составляли основанный в 1933 году завод «Метромаш» (ремонт и изготовление оборудования для Метростроя, например, проходческие щиты и блокоукладчики), автобаза, заводы «Моспромжелезобетон» и «Метротранскомплект». Вся обширная территория теперь застраивается жилыми комплексами «Сиреневый Парк» и «Лосиноостровский Парк», пока сохранились лишь несколько корпусов на Тагильской улице.
Для сотрудников этих предприятий был основан рабочий посёлок Метрогородок. Поначалу люди жили в зданиях барачного типа, а в начале шестидесятых годов переселились в типовые новостройки, выросшие вдоль Открытого шоссе. Не обошлось без строительных экспериментов - в некоторых домах использовался утеплитель с фенол-формальдегидной смолой, испарения которой стали опасны для здоровья жильцов. В 2006 году «фенольная» девятиэтажка на Открытом шоссе, 24к1 была расселена и уничтожена взрывами.
Въезд в Метрогородок. 1968-1972 гг.:
https://pastvu.com/p/410093 Метрогородок. 1961 год:
https://pastvu.com/p/30049 Метрогородок. 1970-1973 гг.:
https://pastvu.com/p/523300 Открытое шоссе, 24А - пансионат, клуб Метростроя (1937), гостиница «Восточная» 1*. Помимо метростроевцев, клуб посещали трудящиеся автобазы Метростроя и завода железобетонных изделий на Тагильской улице (на заводе производились изделия для облицовки тоннелей и станций, обрабатывались мраморные плиты, отливались буквы и другие детали оформления станций метро). По воспоминаниям старожилов, клуб располагал небольшим уютным кинозалом, библиотекой и кружковыми кабинетами. Позднее здание оказалось заброшено, обвалилась крыша, но нашёлся инвестор, превративший бывший клуб в скромную гостиницу и таким образом сохранивший последнее здание довоенного Метрогородка.
Улица Николая Химушина, 17к3 - жилой дом (1949) избежал сноса благодаря реконструкции с превращением в культурный центр
Открытое шоссе, 24к35 - школа № 371 (1951), техникум советской торговли. Это ранняя четырёхэтажная версия типового школьного здания архитектора Лидии Степановой.
Советская жилая застройка Метрогородка
Открытое шоссе, владение 31 - храм святого Благоверного князя Даниила Московского (2012)
Открытое шоссе, 30 - Детский психоневрологический санаторий № 44 на окраине Метрогородка был основан в 1961 году, в этой «лесной школе» дети жили и учились. Типовое школьное здание и другие строения санаторного комплекса снесены под жилую застройку по программе реновации.
Возле детского санатория. 1972 год:
https://pastvu.com/p/104889 Открытое шоссе, 28 - котельная интерната в 1974 году перестроена для типографии «Наука»
В 1937 году от Сокольнической заставы в Метрогородок стал курсировать трамвай 8 маршрута, который разворачивался на кругу в самом конце Открытого шоссе.
Диспетчерский пункт конечной трамвайной станции «Детский санаторий» (1965)
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память»