19 августа 2024 года
Фотопроект «Город на память». 908. Арбат. Из «муравейника» в метро
Арбат пройден почти до конца. На финальном участке улицы можно увидеть квартал доходных домов, названный «муравейником» за высокую плотность застройки, тем не менее эти дома и сейчас остаются жилыми. В первые десятилетия советской власти на Арбате своими постройками отметились архитекторы-конструктивисты, а завершится долгая прогулка в интерьерах сталинского ампира одной из самых красивых станций московского метро. Ну и без ностальгии по советскому быту этот сюжет не был бы полным.
Арбат, 42с4 - дореволюционное здание, в котором в 2015 году открылась «Квартира времени».
Организаторы этого ресторана-музея воссоздали в нескольких комнатах интерьеры 1960-1990-х годов с аутентичной мебелью, посудой, бытовой техникой. Здесь можно было послушать советские шлягеры на виниловых грампластинках, хиты девяностых на аудиокассетах, а видеотека насчитывала 4000 кинофильмов на VHS. Гастрономическую составляющую представляли блюда по рецептам «Книги о вкусной и здоровой пище» - главного кулинарного пособия советских домохозяек. Вероятно, немало горожан до сих пор проживают в интерьерах «бабушкиного ремонта» или слишком хорошо их помнят, поэтому «Квартира времени» не стала туристической экзотикой и спустя какое-то время закрылась.
Арбат, 44с1 - главный дом городской усадьбы Романа Тургенева, предка писателя Ивана Тургенева (середина XVIII века, 1837) - один из восстановленных послепожарных домов, фасад которого перестраивался в барочных формах в 1878 и 1909 годах. В доме, где в XIX веке собирались участники тайного революционного общества «Ад», открылось Hard Rock Cafe, впрочем, адски-тяжёлые гитарные рифы больше не звучат - кафе-клуб закрылось.
Арбат. 1909-1917 гг.:
https://pastvu.com/p/1020140 «Чебуречная СССР» разместилась в полуподвальном этаже здания и компенсировала ностальгирующим горожанам утрату «Квартиры времени».
Арбат, 44с3 - во дворе сохранились служебные корпуса усадьбы
Арбат, 46с1 - Арбатский телефонный узел (1928, архитектор В.Патек) - одна из первых московских автоматических телефонных станций
Арбат, 48 - здание концертного зала с рестораном похоже на новодел на месте купеческих домов XIX века и уже закрыто на ремонт
Арбат. 1924 год:
https://pastvu.com/p/1935287 Арбат, 47 - доходный дом (1910, архитектор М.Холмогоров), в котором до революции проживали преимущественно священнослужители. Некоторые квартиры были однокомнатными, но настолько большими, что позднее их могли делить перегородками на две-три отдельных комнаты. При советской власти национализированный доходный дом превратили в коммуналку, а два верхних этажа надстроил архитектор Э.Френкель для заселения семей сотрудников Наркомата вооружения СССР.
Арбат, 49 - доходный дом (1903, архитектор В.Жигардлович), как и соседний, был реконструирован Э.Френкелем в 1938-1940 годах.
Арбат, 51с1 - доходный дом Василия Панюшева (1912, архитектор В.Казаков или А.Иванов-Терентьев) - это парадная часть комплекса из трёх зданий со съёмными квартирами. В здании с 1910 года работал кинотеатр «Арбатский АРС», при советской власти переформатированный под кинотеатр «Наука и знание» для показа документальных и познавательных фильмов.
Живший здесь в 1919-1933 годах литератор Анатолий Рыбаков так описал эти места: «Корпуса тесно стоят один за другим, низкие арочные проезды соединяют два глубоких тёмных двора, прикрытых квадратами серого московского неба». Густонаселённые дома с коммуналками местные жители прозвали «муравейником».
Арбат, 51с2 и 51с3 - доходные дома Василия Панюшева, те самые «муравейники»
Во дворе за доходными домами в 1911 году по проекту архитектора К.Бурова построены хозяйственные здания городской усадьбы Лопатиных, сохранившиеся только в руинированном состоянии.
Развалины ледника
Сивцев Вражек, 42с5 - воссозданный садовый павильон усадьбы, кафе «Абу Гош»
Арбат, 55 - доходный дом (1876-1877, архитектор М.Арсеньев), «Профессорский дом», в котором Императорский Московский университет снимал жильё для своих преподавателей. А в одной из квартир жил поэт-символист Борис Бугаев, известный под творческим псевдонимом Андрей Белый. Сейчас одна из квартир приспособлена под выставочный зал Государственного музея А.С.Пушкина.
Арбат, 57 - гостиница Общества пролетарского туризма и экскурсий (1934, архитекторы Дмитрий Булгаков и Илья Голосов) построена на месте снесённой в 1931 году церкви Троицы Живоначальной. Туристам были доступны заведения общепита и бани с дезинфекцией одежды. В 1953 году к гостинице пристроили высотку Министерства иностранных дел СССР.
Церковь Троицы Живоначальной. 1880 год:
https://pastvu.com/p/1764487 Арбат, 52 - первый этаж старинного дома занимали то столовая, то ателье, пока в 1993 году здесь не открылся третий по счёту московский «МакДоналдс». Представитель компании Джордж Кохон тогда отметил, что впервые ресторан «МакДоналдс» открывается в историческом здании XVIII-XIX веков. Американцы ответственно подошли к делу, в частности, при содействии Главмосархитектуры придали первозданный вид сводчатым подвалам 1753 года. Ну а первый и второй этажи стали использоваться в качестве кассового и обеденного залов. После ухода «МакДоналдса» из России здание перешло другому заведению общепита - «Вкусно - и точка» с новым названием и прежним американским меню.
Арбат, 54с1 - жилой дом с гастрономом (1928, архитекторы Владимир Маят и Вячеслав Олтаржевский). Изначально на первом этаже располагался Универмаг № 100 (красивый номер потом передали универмагу на Крестьянской заставе), с 1930 года - валютный «Торгсин» (торговля с иностранцами), а гастроном № 2 или «Смоленский» открылся в 1936 году после упразднения Торгсина.
Универмаг «Торгсин». 1933-1934 гг.:
https://pastvu.com/p/966653 Прощальный вид на Арбат - и можно отправляться в метро на станцию «Смоленская», довольно необычно расположенную в арбатском дворе в окружении жилых и общественных зданий.
Единственный наземный вестибюль станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии открылся для пассажиров в 1953 году (архитекторы О.Великорецкий и А.Стрелков). Вероятно, это единственная станция, расположенная буквально во внутреннем дворе в окружении домов. В архитектурный ансамбль вошла парадная арка с проходом со стороны Садового кольца и балюстрада с вазонами.
Фасад павильона украшают четыре медальона с изображениями русских и советских воинов (скульпторы О.Иконников и Ю.Ушаков).
Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала также посвящён победам русского оружия разных эпох.
Если соединение Калининского и Солнцевского радиусов когда-нибудь состоится, то со «Смоленской» можно будет перейти на станцию «Плющиха» Калининско-Солнцевской линии метро. Поиск оптимального решения соединения радиусов «жёлтой линии» под центральной частью города продолжается давно и безрезультатно.
Барельеф на торцевой стене станционного зала (скульптор Георгий Мотовилов)
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память» Интерактивная карта «Город на память»