15 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 076. Москва-река от Сити до Нагатино
Москва-река - главная водная артерия столицы, её длина в пределах города 80 километров. Ширина реки внутри города меняется от 120 до 200 метров, от самой узкой части возле Кремля до самой широкой вблизи Лужников. Уровень реки традиционно отсчитывался от «Московского нуля» - отметки около Данилова монастыря, имеющей высоту 116 метров над уровнем Балтийского моря.
Бассейн реки Москвы был заселён уже в каменном веке, о чём свидетельствуют неолитические стоянки в Крутицах, Коломенском, Алёшкине, Щукино, Серебряном Бору, Троице-Лыкове. Позднее здесь распространилось пашенное земледелие и образовались многочисленные осёдлые поселения. Река Москва с древности была важной транспортной магистралью, водно-волоковые пути связывали её с Новгородом и Смоленском, с Волгой и Доном. Название Москвы - древнее, его происхождение спорно и существует большое количество гипотез относительно возможного славянского, финно-угорского или балтийского источника - "топь", "извилистая река", "тёмная вода".
Принято считать, что река Москва берёт начало в Старьковском болоте на склоне Смоленско-Московской возвышенности у урочища Старьково Можайского района Московской области. Это болото на границе Смоленской и Московской областей иногда называют «Москворецкой лужей», а небольшой ручей, начинающийся в его северной части, местные жители называют Москвой-рекой. Качество воды в реке в пределах города Москвы и ниже по течению низкое, сточных вод в два раза больше больше, чем природных. Наиболее чистым считается участок от входа в город до Крымского моста.
Кстати, заинтересовался, как правильно склонять название столичной водной артерии. Склоняются обе части в наименованиях со словом река, например: Москва-река, Москвы-реки, на Москве-реке. В разговорной речи встречаются случаи несклоняемости первой части этих сочетаний: за Москва-рекой, на Москва-реке. Однако такое употребление не соответствует строгой литературной норме.
Отправляемся вниз по течению Москвы-реки на двухпалубном теплоходе "РИО-4" (построен в 1973 году), сконструированным на основе проекта баржи "Ока". Длина 66 метров, ширина 14 метров. Тип судна: баржа-площадка грузоподъёмностью 1000 тонн с полубаком и полуютом, оборудованная устройством для вождения методом толкания. Назначение: перевозка минерально-строительных материалов, угля, тяжеловесных и других массовых грузов. Класс регистра: "Р". Первое судно проекта 942 спущено на воду в 1964 году. После реконструкции вместимость до 1000 пассажиров.
Смотрите старые фотографии. Промзона на набережной. 1946-1949 гг.:
http://pastvu.com/p/78572 Пройдёт каких-то полвека и на пустырях промзоны вырастут небоскрёбы Москва-Сити.
"Виктория-2" (тип БТ, проект 81343, построен в 1992 году) - малый речной буксир-толкач.
«Москвич» (проекты 515, 544) - серия прогулочных речных теплоходов (речных трамваев). Теплоходы «Москвич» начали выпускать в 1948 на Московском судоремонтно-судостроительном заводе (крупносерийное производство с 1949 года), строительство этих судов продолжалось в течение ещё трёх десятилетий на разных заводах. В общей сложности было построено более пятисот судов этого типа. Вместимость 132 человека, скорость 20 км/ч. В Москве ещё остались такие теплоходы 1950-х годов постройки - "Советский Союз", "Юнга", "Лоцман" и другие.
В черте города сохранились десятки таких причалов, но большинство из них давно не используется.
Смотрите старые фотографии. Пивзавод имени Бадаева 1930-1940 гг.:
http://pastvu.com/p/53945
Смотрите старые фотографии. Гостиница Украина. 1955-1956 гг.:
http://pastvu.com/p/80012
"Рейдовый-31" (проект Р-103, построен в 1985 году) - однопалубный двухвинтовой рейдовый буксир ледокольного типа. Предназначен для буксировки несамоходных сухогрузных и наливных судов на акваториях портов, заводах, в шлюзах, а также плотов в шлюзах и на переформировочных рейдах.
В черте города через реку перекинуто больше 20 мостов, берега укреплены железобетонными стенками и блоками, облицованы гранитом. В пути по Москве-реке проплываем под тремя метромостами. Первый соединяет станции "Смоленская" и "Киевская".
Смотрите старые фотографии. Метромост. 1944 год:
http://pastvu.com/p/21345
Набережные застраивались в разные годы, можно увидеть и дореволюционные здания, и сталинки, и типовая застройка 1960-1970-х годов, и современные билдинги с застеклёнными фасадами.
Смотрите старые фотографии. Саввинская набережная. Фабрика Гюбнера ("Московский шёлк"). 1898 год:
http://pastvu.com/p/17828
"Иван Калита" - теплоход проекта 331 построен в 1963 году (в 1998 году полностью переоборудован). Теплоходы проекта 331 - мелкосидящие пассажирские суда для местных линий, строились в 60-х годах на Велико-Устюгском ССРЗ. Теплоходы этого типа использовались в основном на пассажирских линиях и в туристических целях. В настоящее время большинство судов выведено из эксплуатации.
Смотрите старые фотографии. Катер 1905-1912 гг.:
http://pastvu.com/p/10929 Деревянные катера Крынкина можно назвать первыми речными трамвайчиками. В 1942 году флотилию переправили на Волгу, в Сталинград.
Лужники. 1933 год:
http://pastvu.com/p/33813 Речной трамвай "Московский", такие суда с 1929 года строились на верфи в Лужниках.
В Москве речные трамвайчики появились в 1923 году. Первоначально ими заведовало Московско-Окское управление речного транспорта, а в 1933 году было организовано специализированное Московское пригородное пароходство. Флот пароходства состоял из 70 небольших катеров производства Городецкой верфи, бравших на борт 40-100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост - Заозерье и Дорогомиловский мост - завод АМО. Начиная с шестидесятых годов действовали внутригородские и пригородные линии, обслуживавшиеся скоростными судами на подводных крыльях.
Внутригородское пассажирское движение по Москве-реке происходит на трёх независимых участках, только один из которых (Новоспасский мост - Киевский вокзал) работает в течение всей навигации. Прогулочные теплоходы курсируют с середины апреля до второй половины октября, когда в связи с сезонным ухудшением погоды пассажиропоток существенно сокращается. С 2009 года одной из судоходных компаний пущена в эксплуатацию круглогодичная линия, обслуживаемая пассажирскими судами ледового класса последнего поколения. Перевозки осуществляют несколько компаний, одна из старейших - Столичная судоходная компания - основана в 1933 году. Большинство теплоходов построены в 1960-1970-е годы, после ремонта оснащены световой и музыкальной аппаратурой, климат-контролем, барными стойками, мягкой мебелью, гостевыми каютами. В принципе, под банкетные теплоходы можно переделать даже баржу.
Смотрите старые фотографии. Лужники. Ракета. 1963 год:
http://pastvu.com/p/32383 "Ракеты" до сих пор эксплуатируются, но не в черте города, прокатиться на ней можно по каналу имени Москвы.
Лужники. "Москвич". 1962 год:
http://pastvu.com/p/11269
Теплоход "Елизавета" ОМ-349 (проект 780, построен в 1959 году) может совершать длительные рейсы не только по рекам, но и с выходом в озера и водохранилища. Суда проекта 780 строились в 1950-1965 годах.
Смотрите старые фотографии. Метромост в Лужниках. 1959-1960 гг.:
http://pastvu.com/p/37375 В 1980-1990-е годы был реконструирован и теперь установлен на более мощные опоры.
Смотрите старые фотографии. Парк Горького. 1936 год:
http://pastvu.com/p/62800 1920-1930-е годы стали расцветом массовой физкультуры и спорта. На Москве-реки были открыты гребные клубы, на старых фотографиях часто можно увидеть тренировки спортсменов, парады и соревнования гребцов. Удивительно, но тренировались и зимой, если не было льда. А на набережных было оборудовано несколько летних водных станций и плавательных бассейнов для занятий водными видами спорта.
Смотрите старые фотографии. Парк Горького. 1930-1936 гг.:
http://pastvu.com/p/15458
"Любимец москвичей" - "Гулливер Пётр в лилипутской лодке".
Смотрите старые фоторафии. Пречистенская наб. 1950 1960 гг.:
http://pastvu.com/p/101392
Смотрите старые фотографии. Красный Октябрь. 1980-1990 гг.:
http://pastvu.com/p/15561
Смотрите старые фотографии. Театр эстрады. 1965 год:
http://pastvu.com/p/13039
«Москва» (проекты Р-51, Р-51Э) - серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий и транспортных перевозок на местных линиях. Судно имеет закрытый пассажирский салон, также пассажиры могут размещаться на скамейках, установленных на крыше надстройки, под навесом (на некоторых теплоходах верхняя палуба остеклена). Проект теплохода типа «Москва» был утверждён в 1965 году, а первое (головное) судно серии было построено в 1969 году в Москве. Вместимость 243 человека, скорость 23-24 км/ч.
Электростанция на Раушской, архитектор Иван Жолтовский
За пристанью видна Главная канализационная насосная станция у Новоспасского моста
Смотрите старые фотографии: Павелецкая набережная. 1934 год:
http://pastvu.com/p/33815 Дербеневская набережная. 1930-1950 гг.:
http://pastvu.com/p/21508 Симонов монастырь. Баржи с сеном. 1905 год:
http://pastvu.com/p/894
Жилые кварталы остаются по правому борту, а слева раскинулась обширная промышленная зона, пустующие цеха заводов "Динамо", ЗиЛ и другие заброшенные объекты. Планируется реконструкция этой территории.
Смотрите старые фотографии. Южный речной вокзал на Новоданиловской набережной. 1962-1972 гг.:
http://pastvu.com/p/40321 Южный речной вокзал. Его старое деревянное здание было построено в 1932 году по проекту архитектора Р.Хигера. Фото 1930-1940 гг.:
http://pastvu.com/p/14351
В 1968 году было открыто Нагатинское спрямление в районе Нагатино. Сейчас на правом берегу большой спальный район, на левом остатки промышленных построек.
Смотрите старые фотографии. А вот ещё один метромост - Нагатинский. 1967 год, идёт строительство:
http://pastvu.com/p/98355
Современный Южный речной вокзал открылся в 1985 году в двухэтажном здании, выполненным из железобетонных конструкций и стекла, вытянутом вдоль берега и украшенным башней со шпилем. Ранее речной вокзал находился выше по течению вблизи Даниловского моста.
Любознательные блогеры могут задать вопрос, ну а что же происходило во время поездки в чреве теплохода? В трюме бывшей баржи под пение и пляски Африка Симона, группы "Мираж" и других известных поп-исполнителей культурно отдыхала сотня экстрасенсов и целителей, собравшихся на свой корпоративный праздник. Увы-увы, несмотря на столь позитивную ауру этого путешествия, третий глаз у автора так и не открылся и качество фотографий не улучшилось. На фото: Африк Симон и экстрасенс Анатолий Леденёв.
В рунете обнаружилось множество коммерческих сайтов о теплоходах, рекламирующих круизы и прогулки, но стеснительно умалчивающих о почтенном возрасте судов и их прежней истории. Полезная историческая информация нашлась на сайтах, сделанных в формате фотокаталогов речного флота:
http://www.riverfleet.ru/ и
http://fleetphoto.ru/