Соцреализм в метро: «Сокольники»-«Комсомольская»

Sep 05, 2013 23:42


19 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 077. Соцреализм в метро: «Сокольники»-«Комсомольская»
Вспомнился наивный эпизод из старой детской книжки: мальчик приехал в Москву и боялся спускаться в метро, он думал, что внизу тёмный, холодный погреб. Когда родители его всё-таки уговорили прокатиться на лестнице-чудеснице, то бишь эскалаторе, он увидел под землёй не погреб, а натурально дворец с картинами, скульптурами, огромными люстрами. Давайте прогуляемся по станциям 1930-1950-х годов.




Серию сюжетов про интерьеры хотел озаглавить "Сталинское метро", но оказалось, что уже существует книжка с таких названием. Знакомый культуролог сказал, что не будет большой ошибкой отнести подземное творчество художников и скульпторов к понятию "социалистический реализм".

Этот термин впервые предложен председателем Оргкомитета Союза писателей СССР И.Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. А официальное определение дано в Уставе Союза писателей СССР: "Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма."

Соцреализм как метод творчества охватывал все сферы художественной деятельности: литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру.

"Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма,"- из статьи В Большой советской энциклопедии (1947 год).

Логично начать прогулку со станции "Сокольники", именно с этой станции 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами. Станция открыта в 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена: "Сокольники" - "Парк культуры" с ответвлением "Улица Коминтерна" - "Смоленская".

"Сокольники"
Архитекторы Н.А.Быкова, И.Г.Таранов.
Открыта 15 мая 1935 года.
Проектное название: "Сокольники"

Наземный вестибюль выполнен в виде арки с двусторонним выходом и расположен на аллее, ведущей от Русаковской улицы к Сокольническому парку. С годами павильон утратил некоторые элементы декора, сохранились светильники-факелы и барельефы с изображением метростроевцев за работой.

Смотрите старые фотографии. «Сокольники»: 1935-1940 гг.: http://pastvu.com/p/53702

























15 октября 1934 года на станцию прибыл первый пробный состав из двух вагонов. Маршрут был укороченный, всего два перегона - между "Комсомольской" и "Сокольниками".

31 декабря 1965 года было открыто продление линии до станции "Преображенская Площадь", станция "Сокольники" перестала быть конечной.

Для погружения в историческую атмосферу можно подождать прибытия ретропоезда, который курсирует по красной ветке.




Ретропоезд «Сокольники» стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе (Метровагонмаше), использованы новые вагоны. Представляет собой поезд из вагонов модели 81-717 с изменённой лицевой частью головных вагонов, выкрашенный в цвета, характерные для метро 1930-х годов. Также переработан интерьер. Используются диваны из кожзаменителя, внутренняя обивка вагонов из негорючего пластика, стилизованного под линкруст, смонтированы характерные для первых поездов метро светильники-бра. Пущен 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея московского метро.










В метро немноголюдно, все москвичи трудятся на своих рабочих местах, выполняя планы сталинской пятилетки. В соседнем вагоне задремал пожилой пролетарий, он работает токарем на заводе "Калибр" и сегодня выточил 25 болванок сверх плана, за что бригадир вручил ему переходящий вымпел передовика социалистического труда. По платформе спешит молодой таджик, он приехал в Москву по путёвке Ленинского комсомола строить Дворец Советов на месте снесённого храма Христа Спасителя. Трудящиеся советского Востока пока живут небогато, молодой строитель приехал из кишлака в тапочках, но ничего, с первой получки он купит отличные ботинки московской обувной фабрики "Парижская коммуна".




"Красносельская"
Авторы проекта Б.С.Виленский, В.А.Ершов, при участии Л.А.Шагуриной (объемно-пространственное решение)
Художник Я.Д.Ромак
Открыта 15 мая 1935 года.
Проектное название: "Гаврикова улица"

Проектом был предусмотрен второй выход - на Гаврикову улицу, однако вследствие низкого пассажиропотока он так и не был открыт (в торце станции сохранилась вторая лестница). Снаружи на фасаде вестибюля сохранилась старая надпись "Метро" (а не "Метрополитен"), а вот мозаика с красноармейцем-барабанщиком появилась позднее.

Смотрите старые фотографии. "Красносельская": 1935 год: http://pastvu.com/p/2278













"Комсомольская" радиальная
Архитектор Д.Н.Чечулин, художник Е.Е.Лансере.
Открыта 15 мая 1935 года.
Проектное название: "Каланчёвская площадь"

На станции предполагался большой пассажиропоток, поэтому вдоль всего зала над путями сооружены пешеходные галереи для равномерного распределения пассажиров. У станции изначально было два вестибюля, один из которых снесли в 1952 году и выстроили новый, привычный глазу наших современников.

Смотрите старые фотографии. "Комсомольская" радиальная: 1935 год: http://pastvu.com/p/706




Смотрите старые фотографии. "Комсомольская". 1935 год: http://pastvu.com/p/27582
















Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), подчеркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в строительство метрополитена. Стены балконных галерей покрыты мрамором «газган», колонны на балконах - прохоро-баландинским мрамором. Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев («Метростроевцы», художник Е.Лансере).

А героизма при строительстве первых станций хватало. Летом 1934 года проходчики станции «Комсомольская» натолкнулись под землёй сначала на плывунное болото, а немного глубже - на древний ручей Ольховец. Труба, сдерживающая его, была уже ветхой, и ручей вот-вот мог вырваться наружу. Метростроевцы сделали огромный деревянный короб и в нём подвесили на стальных сваях Ольховец. Теперь он шумел над головами людей, а они в это время заковывали в железные стены болото, чтобы оно не разрушало грунт. Но в это время пошёл дождь. Он лил несколько дней подряд. В котловане, где работали люди, с каждым днём прибывала вода. Бушевал в закрытом коробе и Ольховец. Наконец доски короба не выдержали, и ручей водопадом обрушился на железные стены, сдерживавшие болото. Под сильным напором стены разрушились, и на площади образовалась трещина. Она очень быстро приближалась к стенам Казанского вокзала. Но никто: ни пешеходы, ни те, кто проезжал мимо, даже не подозревали о приближающейся катастрофе. Об этом знали только строители метро. Чтобы избежать катастрофы, три вагона камней были выгружены в трещину в течение десяти минут. По неподтверждённым данным, во время ликвидации аварии погибли люди.

При возвращении исторических названий в начале 1990-х годов планировалось вернуть площади историческое название Каланчёвская и так же переименовать станцию метро, но от этой идеи отказались.

Исчерпывающую информацию об этой станции можно найти на сайте: http://metro.molot.ru/st_sl_komsomolskaya.shtml































В нишах были установлены телефоны-автоматы




Переходим на кольцевую линию. В переходе на стене напротив эскалаторного тоннеля - флорентийская мозаика по эскизам Павла Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён.










"Комсомольская" кольцевая
Архитекторы: А.В.Щусев, В.Д.Кокорин, А.Ю.Заболотная, В.С.Варванин, О.А.Великорецкий
Открыта 30 января 1952 года в составе участка «Курская» - «Белорусская».

Купол вестибюля изнутри украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов).

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П.Д.Корин. Ещё два панно, изображавшие И.В.Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены в 1963 году после развенчания культа личности вождя народов. Новые панно изображают выступление В.И.Ленина перед красногвардейцами и образ Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля.

В треугольных фигурных рамах, опирающихся на основание свода и поднимающихся на четверть его дуги, изображены воинские атрибуты - знамёна и оружие (щиты, шлемы, мечи, пищали, мушкеты, палаши). Авторы этих изображений - С. М. Казаков и А. М. Сергеев.

В тупиковом торце зала установлен бюст В.И.Ленина, но сейчас он заставлен неаутентичными эпохе предметами - лестницами и заграждениями.











































ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "ПРОСПЕКТ МИРА"...


станция Красносельская, Московский метрополитен, станция Сокольники, станция Комсомольская, Московское метро

Previous post Next post
Up