Петровский парк

Sep 05, 2013 23:38


6 августа 2013 года
Фотопроект «Город на память». 075. Петровский парк
Петровский парк - пейзажный парковый комплекс площадью 22 гектара в северо-западной части Москвы, памятник паркового искусства XIX века. В этом сюжете небольшая прогулка вокруг нескольких объектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.




Станция метро "Динамо" открыта 11 сентября 1938 года. У станции два наземных вестибюля, выход из которых осуществляется на Ленинградский проспект и к стадиону «Динамо» (архитектор Д.Н.Чечулин). Два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн. Вестибюли возведены на возвышении и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями. Колонны вестибюлей, выполненные из подмосковного известняка, венчают развитые капители. Карнизы декорированы лепниной.

Интересно, что в 1940 году физики Г.Н.Флёров и К.А.Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.

В конце 2011 года начались работы по строительству участка контура от станции «Выставочная» до станции «Нижняя Масловка». На новой линии строится станция «Петровский парк», через которую будет осуществляться пересадка на станцию «Динамо». Согласно официальным планам, станция «Петровский парк» будет открыта в декабре 2015 года.








































Петровский путевой дворец был спроектирован Матвеем Казаковым в «турецком стиле» как и павильоны для торжеств на Ходынском поле. Строительство продолжалось с 1775 по 1782 год. Петровский дворец был последней остановкой при въезде царского поезда в Москву.

В 1827 году в ходе восстановления Москвы после войны 1812 года было решено территорию у Петровского дворца превратить в пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и прилежащая к нему Маслова пустошь. По проекту архитектора А. А. Менеласа был вырыт пруд, построены плотины, проведена дорога к Камер-Коллежскому валу, от дворца лучами расходились три аллеи. Здесь располагались Петровский летний театр, здание для концертов, качели, беседки, бильярдные, купальни, кофейни.

В первой половине XIX века парк становится престижным аристократическим дачным местом. В 1899 году открылась первая в городе трамвайная линия от Страстного бульвара до парка. Во второй половине XIX - начале XX века на территории парка были построены знаменитые рестораны «Яр» и «Стрельна» с летним отделением «Мавритания» (появился позже).

Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Дворец был построен по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов по проекту архитектора Матвея Казакова.

Смотрите старые фотографии. Коронационные торжества. 1896 год: http://pastvu.com/p/87914

Штаб Академии ВВС РКК. 1932 год: http://pastvu.com/p/50024

В зале дворца. 1999 год: http://pastvu.com/p/81378


































Бывший загородный ресторан "Мавритания", позднее здесь зарождалась отечественная космическая биология и медицина.

Смотрите старые фотографии. Ресторан «Мавритания» в Петровском парке. 1900-1917 гг.: http://pastvu.com/p/6722

3 ноября 1957 года СССР первым в мире вывел на орбиту Земли космический аппарат "Спутник-2" с живым существом на борту - собакой. Белая дворняга по кличке Лайка не вернулась обратно и погибла через несколько часов после старта от перегрева. 11 апреля 2008 года на территории Института военной медицины был установлен бронзовый памятник Лайке.
















По инициативе профессора Жуковского в 1919 году был создан Московский авиатехникум, от которого ведёт свою историю прославленное военно-учебное заведение - Военно-воздушная инженерная академия. Положение о реорганизации авиатехникума было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. В разные годы академия называлась: Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Академия Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия РККА, Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, Военно-воздушная инженерная академия, Военный авиационный технический университет, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил.

Это высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил Российской Федерации до августа 2011 года. Крупнейшая и старейшая в мире научная школа в области воздухоплавания. Все российские и советские лётчики-космонавты - выпускники этого вуза.

Преподаватели летных факультетов были не только хорошими специалистами, способными умело излагать свой предмет. Каждый из них в любое время мог командовать авиационной частью, соединением или руководить деятельностью штаба. В 1930-е годы большое внимание в академии уделялось совершенствованию учебно-летной базы. Учебная эскадрилья в составе 30 однотипных самолетов Р-1 в 1931 году была развернута в учебную авиационную группу, укомплектованную новейшей по тому времени боевой техникой - самолетами Р-5, ТБ-1, И-3, И-5. В первые недели Великой Отечественной войны академия превратилась в огромный учебный комбинат по подготовке и переподготовке авиационных кадров самых различных специальностей. В подмосковный лагерь академии прибывали летчики и техники для переучивания на новые самолеты.

В послевоенные годы советская авиация становилась реактивной, оснащалась новыми самолетами, ракетным и другим авиационным вооружением, совершенным электро- и радиооборудованием. По всей стране создавались новые училища, основной костяк их руководящего и преподавательского состава был укомплектован сотрудниками академии. За годы существования вуза 865 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди выпускников академии - первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов

В настоящее время дислоцируется в Воронеже, в июне 2013 года состоялся первый на новом месте выпуск молодых офицеров.













Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке - православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм по проекту Фёдора Рихтера начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии.

Смотрите старые фотографии. Храм Благовещения. 1994-1995 г.: http://pastvu.com/p/87226

В 1930-е годы храм закрыли и предположительно передали академии Жуковского. С 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии.







Церковь священномученика Владимира Медведюка и Новомучеников и Исповедников Российских в Петровском парке. Протоиерей Владимир Медведюк в первые годы советской власти был настоятелем одного из храмов, пытался наладить приходскую жизнь, дважды был арестован органами ОГПУ, в 1937 году священник был расстрелян на полигоне Бутово.

Кстати, в 1918 году местом расстрелов стал и Петровский парк. 5 сентября здесь была совершена публичная показательная казнь 80 заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи (министр внутренних дел Н.А.Маклаков, А.Н.Хвостов, бывший министр юстиции И.Г.Щегловитов, протоиерей Иоанн Восторгов и другие).







В 1928 году к I Всесоюзной спартакиаде народов СССР в юго-восточной части парка, за Театральной аллеей на месте сада и театра «Фантазия» возвели первую очередь стадиона «Динамо». Проект стадиона разработали Аркадий Лангман, Лазарь Чериковер и Дмитрий Иофан: в своем первоначальном виде стадион был похож на гигантскую подкову, открытую с восточной стороны. Прототипом ему послужил античный стадион в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде. На "Динамо" мы вернёмся 22 октября 2017 года, в день рождения Льва Яшина, когда стадион и парк откроются после реконструкции.

Стадион «Динамо» будет состоять из двух частей, "Футбольной" на 27 тысяч зрителей и "концертно-спортивной арены" на 12 тысяч зрителей. Академия Спорта «Динамо» займёт площадь около 62 тыс. кв.м. Церемония открытия запланирована на 22 октября 2017 года - день рождения легендарного советского футболиста-динамовца Льва Яшина. Стоимость конкретно футбольного стадиона составляет около 9 млрд рублей. Ранее общая стоимость комплекса «ВТБ Арена Парк» была оценена в 1,5 млрд долларов США, потом было уточнено, что стомость спортивной части проекта составляет 26 млрд рублей. Финансирование строительства обеспечивается за счет средств Банка ВТБ и инвестиций ряда зарубежных банков - Cassa Depositi e Prestiti (CDP), Интеза Санпаоло (Intesa Sanpaolo), Societe Generale, KfW IPEX-Bank.

Планируются сносы некоторых построек, на месте которых будут возведены два новых спортивных комплекса, офисы, гостиница и жилой комплекс с апартаментами класса «А». Общая площадь спортивной части составит более 200 тыс. кв.м, а общая площадь коммерческой в 2 раза больше - более 450 тыс. кв.м. Всего в рамках проекта будет возведено 246 тыс. м офисов, 167 тыс. кв.м апартаментов, 37 тыс. кв.м гостиничных площадей и 10 тыс. кв.м торговых площадей, паркинг на 2543 машиномест. После реконструкции стадион будет носить название «ВТБ Арена Центральный Стадион Динамо».

Для доработки проекта был приглашен один из лучших мировых спортивных архитекторов - Дэвид Маника. Он имеет многолетний опыт в разработке проектирования крупнейших спортивных сооружений по всему миру. До того, как им в 2007 году было основано собственное архитектурное бюро, он 13 лет работал ведущим архитектором проектов во всемирно известной компании НОК Sport Venue Event (ныне Populous). В частности, Маника принимал участие в реализации таких проектов, как новый стадион «Уэмбли» и О2-арену в Лондоне, Шанхай World Expo Arena. Он выиграл конкурс на проектирование 86-тысячной арены в Катаре к ЧМ-2022.

По состоянию на лето 2013 года закончен нулевой цикл. По замыслу, внутри исторических стен стадиона «Динамо» будут построены два уровня помещений различного предназначения, где, в частности, разместятся магазины, предприятия питания и другие объекты. А над ними воздвигнут новую футбольную арену и крытый многофункциональный спорткомплекс. Это решение, по мнению его автора, позволит не только сохранить исторический фасад легендарного стадиона вместе со знаменитыми колоннами, но и функционально и эстетически интегрировать его в новый проект. В результате, после реставрации и приспособления к современному использованию исторического стадиона и других спортивных сооружений на прилегающей территории возникнет мультифункциональный комплекс, отвечающий самым высоким требованиям и созданным с применением передовых мировых технологий.




Источник рендеров проекта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:VTB_Arena_day.jpg?uselang=ru
Автор А.Кондратьев







Смотрите старые фотографии: Стадион «Динамо». 1956 год: http://pastvu.com/p/1452

Парк «Динамо». 1940 год: http://pastvu.com/p/19771
Бассейн. 1978-1979 гг.: http://pastvu.com/p/8076
Малая спортивная арена. 1980-1985 гг.: http://pastvu.com/p/36584
Малая спортивная арена. 1988 год: http://pastvu.com/p/21968





















Футбольный манеж открылся в 1977 году, по соседству находится старый гимнастический зал, который помнит многих легендарных советских гимнастов.







Трибуна Малой спортивной арены "Динамо" и вазы возле теннисных кортов







Каскад аллеи фонтанов с олимпийскими сюжетами













Часть парка, примыкающая к Ленинградскому проспекту, была благоустроена в стиле ретро. Но этот уголок недолго оставался уютным по причине то ли недолговечности материалов, то ли вандализма горожан.


Город на память, Петровский путевой дворец, Петровский парк, стадион Динамо

Previous post Next post
Up