1. Как эффективно развивать город? Активно используя молодежь.
Жизнь является самым ответственным произведением каждого человека. «Поскольку каждый строит свою жизнь сам, ее стратегия является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого» (К.А. Абульханова-Славская). Благодарность прошлому, ответственность за настоящее, оптимизм и уверенность в будущем - главные показатели конструктивного взаимодействия власти и городского сообщества.
Вопросы эффективного развития города постоянно находятся в центре внимания государства и общества. Особая актуальность вопросов связана с важностью института муниципалитетов для развития государства, глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на облик современного города, требующих учета.
Разрешение актуальных вопросов развития территорий связано не только с участием власти (муниципальных менеджеров), но и современного городского сообщества. Прогрессивной частью этого сообщества может быть молодежь (Поколение созидателей 3.0), а одним из самых эффективных инструментов развития города - молодежная энергия. Созидая свое окружение, молодежь созидает город.
2. Как в решении вопросов развития города появится молодежь? Почему Поколение 3.0?
Системным обновлением городского сообщества планомерной сменяемостью поколений. Поколение 2.0 - Поколение 3.0.
В данном контексте слово «поколение» используется для обозначения общности горожан с активной гражданской и социальной позицией, эффективных менеджеров и референтных лиц (далее - городское сообщество).
История города Заречного - это история семей и трудовых событий в жизни первопоселенцев - строителей, инженеров, ученых, создавших завод и город. Городские социокультурные традиции, экономика и философия жизни самого закрытого города формировалась этими людьми. Это поколение Победителей - Поколение 1.0.
В начале 90-х годов поменялась политическая структура общества, изменения затронули модель экономической системы. В социальную и культурные сферы на смену Поколению 1.0 для управления городом, для развития его среды постепенно стали приходить новые представители городского сообщества - Поколение 2.0. Энергичные молодые люди, приходя на смену, сохраняли и оберегали лучшее созданное предшественниками, но вместе с тем вносили новые взгляды, соответствующие изменившимся условиям жизни государства и города.
Поколение 2.0 испытали конверсию, устояли в экономические кризисы, научились развиваться в условиях ЗАТО в современном конкурентном мире, открыть закрытый город для большого искусства, формировать патриотизм в новых условиях и, наконец, привести город и его жителей в новый век городом успешных людей, в котором хочется жить.
Работа Поколения 2.0 яркий вклад в обновление самого города и его жителей. Будучи практиками новых подходов, теоретиками будущего, сохраняя традиции и культуру, сегодня они закладывают основы дальнейшего развития города.
Россия, прожившая в новых экономических условиях более 20 лет, ориентируется сегодня на освобождение от «сырьевой иглы» в экономике, импорт-замещение, освоение Арктики, колонизацию космоса, патриотизм, укрепление русской культуры, развитие народной демократии. Приходит время Поколения 3.0.
3. Как содействовать системному обновлению городского сообщества?Реализацией механизмов поддержки молодежи на муниципальном уровне и использованием потенциала молодежи на благо города.
Профессионалы приходят на смену профессионалам в решении экономических, социальных и культурных задач (далее - ЭкСоКу задач).
ЭкСоКу задачи - комплекс задач эффективного развития города, которые связываются с исполнением горожанами пяти смысловых видов деятельности: семьянин, ученик, наставник, защитник, работник.
Каждое предыдущее поколение заинтересовано в развитии будущего поколения, в повышении его конкурентоспособности, в его обучении и передаче опыта, в защите от социальных потрясений. Эта заинтересованность, реализованная на практике в механизмах поддержки молодежи и грамотного использования ее потенциала, показатель эффективного стратегического управления городом.
4. Какая задача механизма поддержки молодежи?Обучение позитивному созиданию, т.е. формирование компетенции решения ЭкСоКу задач.
Эволюционируя, один вид не сменялся другим мгновенно. Проходили тысячелетия. Выживал не сильнейший, а тот, кто способен был лучше других приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (Ч.Дарвин, 1869). Тот, кто был актуален обстоятельствам и умел правильно воспользоваться опытом, постоянно обогащая его.
У муниципального образования нет и пятилетки на обновление городского сообщества, когда стоит цель его эффективного развития. Действовать нужно сейчас: выявлять заинтересованных молодых людей и вместе с ними моделировать позитивное представление о будущем, об их роли, в создании будущего, поддерживать их инициативу, содействовать формированию компетенции, давая право на самостоятельные решения и право на ответственность за их принятие.
Ускорить процесс возможно увеличением количества молодых людей в решении ЭкСоКу задач города.
Появление Поколения 3.0 в жизни города не может быть быстрым, всеобъемлющим и одновременно щадящим для экономики и социокультурной сферы, так как у молодых людей отсутствует опыт позитивного решения ЭкСоКу задач в масштабах города. Такой опыт накапливается от одной инициативы к другой, от одного реализованного проекта к другому.
5. Как формировать компетенции решения ЭкСоКу задач?Повышать инициативность
[1] молодых людей.
Следует отметить, что формирование и совершенствование компетенций - это процесс усвоения и отработки опыта целенаправленной организованной деятельности, которая не только полезна обществу, но и интересна ее инициатору. Уточним: реализованная социальная инициатива молодого человека является средством формирования и отработки компетенций позитивного созидания.
Усилия по решению ЭкСоКу задач можно разделить на две группы:
Первая группа - ожидание помощи от города - это пассивное отношение, которое основывается на том, что город (власть, государство) в каждом случае должен помогать решать каждую задачу. В результате пассивного отношения горожанин оказывается в очереди сограждан, ожидающих помощи в решении проблем. Исполняя обязанности, возложенные на муниципалитет в разрешении ЭкСоКу задач безынициативной очереди, тратится значительное количество муниципальных ресурсов (прямых и косвенных), время, и в итоге горожанину предлагается стандартизированный подход решения задачи в тех объемах, который только может себе позволить муниципалитет. Муниципалитет обязан - муниципалитет исполняет.
Вторая группа - активное деятельностное отношение - инициатива горожанина, направленная на разрешение ЭкСоКу задач, так как реальное решение начинается только тогда, когда каждый будет действовать как представитель института гражданского общества. В этом случае ЭкСоКу задача имеет вариативное творческое разрешение, личностно-ориентированное, а также благодаря эффективному использованию экономятся время и ресурсы муниципалитета, что дает возможность перераспределить их.
6. Как повысить инициативность молодых людей?1) Разработать образ позитивного будущего города и сформировать целенаправленную инициативу достижения образа; 2) Содействовать молодежи в реализации их инициативы.
Основная характеристика инициативности - это смелость и ответственность за свои решения. Мало подать свежую или даже гениальную идею, необходимо принимать решения для ее воплощения и нести ответственность за успехи и неудачи. Говоря о сообществе, участвующем в реализации ЭкСоКу задач, следует определить вектор приложения сил. Город будет развиваться эффективнее, если все горожане будут содействовать этому, каждый на своем уровне и в своей сфере.
Таким образом, одного лишь заказа на повышение инициативности молодежи мало, нужно что-то большее.
Примерами из истории доказано не раз, что в приказном порядке повысить инициативность невозможно и пытаться сделать это ошибочно. Необходимо создать условия, при которых инициативность каждого, подкрепленная целенаправленными усилиями ее реализации, станет актуальной потребностью и нормой. Успешные горожане, осуществляя множество проектов в экономике, социальной сфере и культуре, обеспечивают повышение социального комфорта, формируют традиции добрососедства, позволяющее вовремя приходить на помощь друг другу и ведущее к сплочению городского сообщества.
Повышение инициативности молодежи в развитии города уместно связать с общим представлением о позитивном будущем города и пониманием роли каждого в общем деле, следовательно, с целенаправленностью инициативы.
Следует отметить, что целенаправленная инициатива - это не объединение всех в одном деле (таком, как строительство пирамид, рытье каналов, освоение целины и Марса), это ориентир приложения разносторонних творческих способностей, компетентностей, знаний, опыта исполнения смысловых видов деятельности.
Если представить городское пространство в виде окружности, то количество прямых с заданным вектором, которые могут касаться окружности только в одной точке, будет бесконечным, как и полезных дел горожан для эффективного развития города.
7. Как инициативность связана с патриотизмом?Самовыражение, самостоятельные общественные начинания, инициатива, активность, предприимчивость помогают молодому человеку самореализоваться, повышать свою эффективность, быть полезным, ответственным, что ведет к позитивному созиданию и является эффективным средством формирования патриотизма.
Инициатива и еще раз инициатива! Мы предлагаем 3 шага к ее повышению.
I шаг: Формирование образа престижной территории.Богатый опыт в практике формирования позитивного образа территории принадлежит автору проекта «Горд-Бизнес-НКО» С.В. Тетерскому. Данный проект реализовывался в Хабаровске, Пензе, Березниках, Челябинске, Новосибирске, Чите. Во введении к проекту Сергей Владимирович пишет: «Престижность территории - это известность, основанная на высокой оценке и уважении к территории как месту: жительства; отдыха (природная среда); хозяйствования (инвестирования, производства, добычи и переработки)».
Особо актуальным становится именно вопрос самоопределения городов в своём будущем - коллективного выбора жителями ценностных ориентиров, выявление ими муниципальной уникальности и привлекательности, обретения внутренней целостности и адекватной позиции города в регионе и государстве.
Суть идеи заключается в исследовании, направленном на изучение процесса формирования престижа территории, - это осознание и визуализация ценностно-смысловых и пространственно-временных аспектов прошлого, настоящего и будущего его жителей: 1) потребностей жителей; 2) возможностей, реального положения дел; 3) ожиданий внешних партнеров.
Работа с молодежью города позволит изучить эту категорию горожан, а также сформулировать теоретическую концепцию самоопределения города в будущем и определить дорожную карту ее практической реализации. Будущее, которое смогут создать молодые люди своей целенаправленной инициативностью.
Дорожная карта позволит на практике проектно-методическим подходом реализовать идеи привлекательности, философских, психолого-педагогических, социально-экономических составляющих и взаимосвязи между ними, а также определить особенности, влияющие на позитивное отношение к городу как жителей, проживающих внутри него, так и вне.
Яркое и подробное описание престижности территории и ее позитивного будущего позволит сформулировать проектные направления (ЭкСоКу задачи) для приложения деятельностной инициативы молодых людей.
Задача-1: Разработать образ престижной территории 2020 года на 10 молодежных круглых столах, используя форсайт-технологии.
Задача-2: Организовать презентацию образа молодежи и коллективно определить 5 проектных направлений работы.
Задача-3: Сформировать проектные группы при организаторах.
II шаг: Накопление опыта позитивного созидания.Накопление опыта позитивного созидания (формирование и отработка компетенций решения ЭкСоКу задач) процесс двусторонний, то он требует участия не только молодых людей, но и организаторов. Задачи участников процесса:
Молодые люди
Организаторы
Выбрать проектное направление и ЭкСоКу задачу для решения
Организовать активное информирование молодежи о сферах жизни города, проектах, направленных на решение ЭкСоКу задач.
Изучить опыт решения ЭкСоКу задач
Организовать изучение опыта решения ЭкСоКу задач с целью осмысленного (модернизированного и адаптированного) воспроизведения.
Найти единомышленников
Содействовать образованию команды единомышленников в решении ЭкСоКу задач.
Нести ответственность за решения в разработке, реализации проекта и анализе эффективности.
Погрузить в процесс проектирования на стадии разработки, привлечь к реализации, завершать сопровождение в проектировании подведением итогов и оценкой эффективности.
Спланировать решение микрозадач
Делегировать полномочия для разрешения микрозадач по собственному усмотрению в рамках общей концепции проекта
Под проектом понимается описанный, реализованный (реализуемый) замысел позитивного изменения в экономической, социальной или культурной среде города с обоснованием актуальности, выбранного подхода, оценкой эффективности, расчетом затрат, программой реализации.
Кто такие организаторы? Ведущую роль в реализации проектов или целых проектных направлений могут взять на себя учреждения, специализирующиеся на работе с молодежью, общественные организации, социально-ориентированный бизнес, другие сообщества, имеющие опыт позитивного созидания. Заказ для организаторов заключается в предложении ими новых форм, популярных, социально ориентированных и востребованных в молодежной среде проектов, направленных на разрешения ЭкСоКу задач и привлечении как можно больше участников.
Особое внимание организаторам следует обратить на проекты по формированию патриотизма, развития русской культуры и национальных культур народов России. Такие проекты, предложенные молодежи для участия организаторами, эффективнее всего направлять на детей и подростков. Привлечение молодежи позволит сделать проекты актуальными (наполнить актуальным содержанием), а самим организаторам глубже проникнуться воспитательными идеями.
Задача-1: Распределить проектные направления между организаторами (корректировка муниципальных заданий).
Задача-2: Привлечь проектные группы молодежи к реализации проектов.
Задача-3: Сформировать проектные группы при организаторах.
III шаг: Реализация экономических, социальных и культурных инициатив молодежиЗадача-1: Разработать механизмы поддержки инициатив молодежи с учетом возможностей и специфики города.
Задача-2: Информировать молодежь о возможностях поддержки экономических, культурных и социальных инициатив на муниципальном уровне.
Задача-3: Помогать оформить молодежную инициативу в проект для реализации.
Задача-4: Оказать содействие молодежи в реализации проектов.
[1] Инициативность - способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости. (Педагогический словарь)