"Жизнь в театре" и фестиваль "Александринский"

Oct 21, 2015 13:15

8 октября
Академия искусств "Шаньси" (Китай)
Фестиваль "Александринский"

Года два назад автор полагал, что фестиваль "Александринский" приказал долго жить. Но каждую осень год от года он возникает из небытия, представляя один-два интересных проекта и один-два не слишком интересных спектакля. При этом фестиваль распылили на всю осень: теперь это не цепочка сентябрьских дней, а гастроли у кого когда получится: один спектакль в сентябре, парочка в октябре. А треть программы фестиваля - это репертуарные спектакли Александринки. Слово "фестиваль" - предполагающее, что участники имеют возможность посмотреть друг на друга и пообщаться - становится профанацией, как, впрочем, многие слова в нашей жизни.

В этом году фестиваль распылили особенно удачно: самые интересные спектакли пришлись на время, когда в Петербурге проходит "Балтийский дом". Фокин изначально планировал что-то, что станет альтернативой Балтдому (ничего в этом плане не получилось: вот у Додина получилось, но, похоже, уже не повторится), но так откровенно: выбирайте, Балтдом или Александринка - не делал еще никогда. В результате, посмотреть "Сфумато" или "Жизнь в театре" можно было только в том случае, если пропустить что-то интересное в Балтдоме. И вот в единственный свободный день 8 октября я пришел смотреть танцевальный спектакль из Китая.

Интересно, кстати, как г-н Фокин отбирает спектакли для своего фестиваля. Никакой понятной идеи за все эти годы режиссер не озвучил. Придумать самому, додумать за режиссера тоже не получается. Одно ясно: отсутствие идеи фестиваля - главная причина его нежизненности, мертворожденности. Один раз на фестивале была опера (весьма посредственная), балет и танцевальные спектакли бывают чаще. Но это большей частью балетная попса (к которой, с определенной точки зрения, можно причислить и Прельжокажа - самую знаменитую балетную труппу из приглашенных Фокиным за все это время).

Вот такую балетную попсу в этот раз Фокин привез из Китая. Это попытка сделать большой балет - а ля европейский большой балет - на своем китайском материале. В этом исследовательском отношении спектакль интересен, в плане зрительском - местами скучноват. Танца как такового на сцене нет: он заменен серией хореографических упражнений, которые выполняются группами артистов, либо откровенной гимнастикой - выполнением сложного с гимнастической точки зрения задания. Такой подход к рассказыванию истории довольно скоро надоедает, особенно приедаются массовые сцены, в которых человек тридцать выполняют одни и те же простые движения. Отработанная синхронность массовых сцен не может заменить отсутствующую хореографию. Соответствует общему рисунку движений и простенькая музыка сопровождения. Интерес возникает только в тех местах, где движения получают дополнительную фишку. Например, в самом начале спектакля артисты - человек двадцать - одновременно делают танец с накладными бородами, в котором главная роль отводится бороде. Это довольно интересно - как танцы с шарфами в русском классическом балете, за тем исключением, что у нас внимание с балерины не переключается на шарф.
История о трех артистах, которую нам показывают на сцене, - типично китайская. То есть требует специального знания сюжета, без которого либретто кажется схемой мелодрамы. Любовные истории перетекают в историю театрального искусства, преходящее (истории любви и бытовых отношений) перетекает в вечное (высокое искусство, остающееся в веках). И вот, пожалуй, самое интересное для меня в искусстве Академии "Шаньси" (а это понимаешь не сразу, а с середины спектакля) - это хореографическая имитация движений пекинской оперы. Во втором действии мы даже видим частичку спектакля традиционного театра в хореографической передаче. А в третьем, когда не самый талантливый актер, единственный оставшийся в живых из трех первоначальных героев, под влиянием потрясений и скорби вдруг обретает глубокий талант и сочиняет новую театральную школу - в подражание движениям обезьян, - это уже не просто интересно (процесс формирования новой манеры актерской игры показан очень красочно), а достигает каких-то катарсических высот, связанных с многовековыми идеями китайской культуры.

Так что спектакль небезынтересный, но поданный не так и не тогда. Никаких объяснений, связанных с особой формой театра, представленной нам, дано не было. Китайское телевидение в антракте опрашивало зрителей, были ли знакомы они ранее с искусством пекинской оперы. Естественно, никто не знаком. Ну и накладывать один фестиваль городского масштаба на другой, повторюсь, не следует. 8 октября зал Александринки был заполнен хорошо если на четверть (при очень низкой стоимости билетов). Китайское искусство такого отношения не заслужило.

академия искусств Шаньси, Жизнь в театре, фестиваль Александринский

Previous post Next post
Up