Троянцы, Мариинский театр

Jun 05, 2010 00:58

4 июня
Насколько не люблю Гергиева-дирижера, настолько же уважаю Гергиева-менеджера. С "Троянцами" и многим прочим в реперутаре Мариинки надо отдать ему должное. Маэстро ставит в Петербурге оперы, которые никогда раньше на этой сцене не шли. Честь ему и хвала.
Кроме того, именно в такой ("красивенькой") музыке Гергиев, на мой взгляд, звучит неплохо - если отключит усилок. В меру погрохотав в первой части, маэстро отключил усилок на второй, и стало очень прилично.
Постановка (Карлуш Падрисса), с одной стороны, недорогая, с другой - претенциозная. Троянская война и скитания Энея по миру ассоциированы со "Звездными войнами". Идея совсем не плохая, но ей не хватает радикализма. Соотношение четко обозначено в костюмах, а вот декорации каждый раз - то и не то. Видеоряд часто вообще отторгается музыкальным текстом (вообще, как кажется, в Мариинском театре видеоряд - слабое место постановок: начиная от провалившегося "Золотого века", продолжая еще не провалившейся "Анной Карениной", теперь вот тут). Например, на планете Карфаген почему-то на заднем плане вдруг появляется лондонская улица с хорошо узнаваемыми двухэтажными автобусами. Да и какие автомобили могут быть на планете Карфаген! Если все в футуруме, зачем вдруг это ретро?
Есть и удачные режиссерские находки. Во время любовного дуэта Энея и Дидону медленно, но верно привязывают к каким-то металлическим устройствам, которые вот-вот готовы воспарить, но так и не воспарят над сценой. Вспоминаются традиционные шутки про секс в кино о будущем - при помощи таблеток, устройств и так далее, без всякой грязной физиологии. Когда же над сценой поднимается Меркурий в космическом судне и грозно поет "Италия!" трудно сдержать улыбку. Ирония необходима в таком пафосном представлении - в первой части ее даже как-то маловато.
Танцы, поставленные Эмилем Фаски, тоже хороши - с легкой иронией, но, в то же время, с легким африканским колоритом. Карфаген все-таки. Простенько и со вкусом, музыку слушать не мешают.
Однако при том, что "Звездные войны" проведены на сцене не до конца (как бы с извинениями за попсовость), добавляются какие-то лишние вещи. Например, отсылки к "Матрице" в видеоряде и ноутбуках, которые герои держат в руках. Зачем?
Ужасы при съедении Лаокоона и при взятии Трои все сводятся к старой фразе Толстого "Он пугает, а мне не страшно". Особенно становится забавно, когда нехуденькая Кассандра повисает в воздухе на тросах, чуть не рвушихся под ее весом. На такой иронический эффект постановщик, наверное, не рассчитывал.
Импортировать солистов из-за рубежа - идея хорошая. Надо только применять ее так же радикально, как в Михайловском театре: импортировать сразу всех. К Энею хорошо бы еще добавить Кассандру и Дидону. А то второстепенные персонажи звучат вполне на мировом уровне (Хореб - Алексей Марков, Нарбал - Юрий Воробьев), а главные герои - доморощенно. Есть такое чудо под названием "русское сопрано".
От Лэнса Райана ожидал большего. Первое, что приходит в голову, - старое определение, применявшееся в свое время и к Марусину, и к Галузину - "вытянутый баритон". Причем Райан ближе молодому Галузину - с легкой хрипотцой и резкими рывками к верхним нотам. Тоже "гергиевский певец" - голос сильный, оркестр перекрикивает. Тембр какой-то неясный. Впрочем, возможно, не его партия. Надеюсь, у нас будет еще возможность послушать Райана в Вагнере.

Лэнс Райан, Фаски, Алексей Марков, Падрисса, Юрий Воробьев, мариинка, Мариинский театр, Гергиев

Previous post Next post
Up