Рене Флеминг в "Каприччио"

Jul 24, 2013 09:41

21 июля
Ковент-Гарден

"Каприччио" Рихарда Штрауса - опера во многих отношениях сомнительная. Во-первых, она была впервые представлена в разгар войны в нацистском Мюнхене. Многочисленные аллюзии на классические имена немецкой культуры и (вневоенная, впрочем,) аллегория, находящаяся в центре сюжета, вполне гармонируют с принципами нацистского искусства. Если избавиться от политизированности, то опера, можно сказать, бессюжетна и потому с определенной точки зрения скучна (впервые видел, как в Ковент-Гардене люди - не много, но и не единично - выходили во время действия). С другой стороны, в "Каприччио" надо просто втянуться.
Несмотря на схематизм и аллегоричность сюжета, опера очень мелодична. Банальность центральной аллегории (что важнее в жизни - поэзия или музыка? Выбор делает молодая женщина - и никак не может выбрать) искупается лейтмотивным обнажением приемов, как выражались формалисты: все два с половиной часы артисты-теоретики и композитор (одно из действующих лиц) как бы сочиняют новаторскую оперу на наших глазах, обсуждая одновременно вопрос - умерла опера или нет. Тут концертное исполнение кажется удачнее любой постановки. Перенос действия в условную бель-эпок (примерно, эпоху Гайдна) позволяет Штраусу выполнить несколько блестящих музыкальных стилизаций. И, наконец, тройственная оппозиция "звучание а капелла" - "стилизованная музыка под старину" - "современная оперная музыка" позволяют обращать время вспять: современная оперная музыка сопровождает бытовой разговор, а все старинно-музыкальное или старинно-поэтическое звучит либо под стилизацию, либо вовсе без музыки.
Ну а дальше все дело в исполнителях. Гениально играл оркестр под управлением Эндрю Дэвиса. Благодаря оркестровому профессионализму Штраус иногда действительно превращается в мелодиста а ля Гайдн. Замечательно пели и играли (ибо наполовину действие театрально, все построено на тонкости отношений между персонажами) Петер Розе (ля Роше, театральный директор), Таня Баумгартнер (Клэрон, актриса), Бо Сковхус (Граф) и главное, конечно, Рене Флеминг (графиня Маделен) - с жемчужным вокалом и изысканным внутренним драматизмом.
Флеминг, по-видимому, очень опытна и выбирает репертуар, с одной стороны, не банальный, с другой - исключительно по себе на сегодняшний день. Поэтому звучит она по-прежнему феноменально, не добавить - не убавить.
Давненько не было у меня такого дня, чтобы утром блестящая опера с суперзвездой и вечером интеллектуальная опера с суперзвездой. Вот, случилось. Это Лондон, господа. Даже летний, несезонный уже Лондон.

Бо Сковхус, Таня Баумгартнер, Рене Флеминг, Каприччио, Рихард Штраус, Петер Розе, Эндрю Дэвис

Previous post Next post
Up