Валькирия

Jul 25, 2013 10:01

23 июля
Альберт-холл
Пром 15

Брунгильда - Нина Штемме
Вотан - Брайан Терфель
Зиглинда - Аня Кампе
Зинмунд - Саймон О'Нилл
Фриска - Екатерина Губанова
Staatskapelle Berlin
Дирижер - Даниэль Баренбойм

О Даниэле Баренбойме принято говорить, как о немецком Гергиеве, - так, по крайней мере, говорят знакомые немцы. Но это сравнение от глубокого европейского непонимания, насколько первобытно-невежествен (в прямом значении этого слова, без какого бы то ни было ругательного подтекста) наш Абдулла Урюкович. Баренбойм - музыкант, он на рояле неплохо играет, особенно аккомпанируя (довелось мне слушать, как он аккомпанирует Рёшман и Кожене, - это было очень глубокое, мудрое, я бы сказал, сопровождение), он знает, для чего существует музыка. Гергиев, как известно, не играет ни на чем и о музыке имеет весьма поверхностное представление, так что сравнение некорректно. Да и оркестры у них сильно различаются. Штаатскапелла - конечно, не Берлинер Филармоникер, но это добротный европейского уровня коллектив. Оркестр Мариинского театра сами знаете, что такое. Это важное вступление в свете планирующегося сентябрьского визита Штаатскапеллы в Петербург.
Оркестр звучал очень прилично. Не скажу, что удивлял (особенно после Санта-Чечилии), но темы звучали, никто не громыхал, и, если интонации и бывали кое-где смазаны, то это не особенно раздражало -списывались на баренбоймовскую трактовку, которая, в отличие от гергиевской, безусловно, существует. А главное: я так устал от псевдовагнеровского грохотания, которое устраивает наш доморощенный маэстро, что легко готов прощать такие мелочи. Финал, например, прозвучал кристально-чисто - такого мы не слыхали давно. Кроме того, в оркестре Штааскапеллы есть несколько блестящих музыкантов, и это тоже важно.
Подбор певцов - тоже, вероятно, на Баренбойме, и он почти идеален. В первом отделении, правда, сильно подкачал Зигмунд - Саймон О'Нилл, очень известный, но был ни рыба ни мясо, пел шаблонно и без души. Рядом с ним оказалась великолепная Аня Кампе, одно из лучших, если не лучшее, вагнеровское сопрано сегодняшнего дня (я ее, кстати, в Мариинке пропустил - так вот наверстываю). Она прекрасно играет голосом, у нее богатейший тембр - как редкое вино, она великолепна и в лирическом полупиано 1 акта, и в лирическом дуэте 2-го, и в монологе 3-го, заканчивающегося мощным форте. Она, как хороший актер, очень разная - даже на протяжении одного спектакля.
Нина Штемме в Альберт-холле и Нина Штемме в Концертном зале Мариинки - это две разные певицы. С первых же нот второго действия она продемонстрировала хороший яркий голос, собранность и понимание роли. Провела она свою партию довольно однообразно, но как-то строго, уверенно и со вкусом.
Брину Терфелю немного не хватало мощности голоса на огромный Альберт-холл, но этот недостаток с лихвой искупался его актерским драматизмом. Терфель тоже менялся от картины к картине, играл он и лицом и пластикой, а голос был тоже пластичен и переходил от рыка к зловещему шепоту.
Наконец, Екатерина Губанова, вышедшая ненадолго, оставила очень приятное впечатление красивым грудным тебром и хорошо сыгранным божественным достоинством. И русская школа вагнеровского исполнения не подкачала.
В целом, концерт оставил мощное впечатление и эмоциональным напряжением и классичностью исполнения. Но, правды ради сказать, Баренбойм играет в эти дни все "Кольцо Нибелунгов", но такого мощного ансамбля солистов в других операх цикла нет.

Екатерина Губанова, Аня Кампе, Баренбойм, Валькирия, Вагнер, Саймон О'Нилл, Терфель, staatskapelle berlin, Нина Штемме

Previous post Next post
Up