22 апреля
Большой концертный зал "Октябрьский"
Фестиваль Dance Open
Завершающий гала фестиваля превзошел все мои ожидания. Обычный гала концерт, включая самые значительные (завершающие гала фестиваля "Мариинский" последних лет), чередуют по-настоящему интересные номера с номерами старыми и откровенно халтурными. В далекие годы первых фестивалей бывало такое и на Dance Open. Но фестиваль растет, и в понедельник нам было представлено захватывающее зрелище, на котором даже искушенные балетоманы, полагаю, чем-то были поражены.
Во-первых, "звездность" заключительных концертов Dance Open давно превзошла "звездность" Мариинки и ее фестиваля. Здесь звезд много больше, и они много ярче. Во-вторых, в этом году программа была сформирована таким образом, что старых номеров (виденных Питером много раз) практически не было, и каждый из приглашенных солистов танцевал ту хореографию, в которой он смотрится максимально выигрышно. В-третьих, в этом году организаторы фестиваля не пустили в программу откровенно халтурных номеров, которыми, бывает, пробавляются и очень знаменитые солисты. Я лично не скучал ни одного номера.
Во-первых, нам показали целую плеяду молодых балерин Большого театра, одна другой лучше. Ольга Смирнова (к которой у балетного Петербурга "очень личное" отношение) представила не много ни мало "Таис" Ролана Пети, в которой мы привыкли видеть саму Лакарру. Далеко не все у Ольги получилось, да и сама Таис показалась большой и мощной, но это было безусловно талантливо и оригинально. Анастасия Сташкевич (накануне вышедшая в небольшой партии из "Пламени Парижа") замечательно свежо исполнила фрагмент из балета "Талисман" (хореография Петипа в редакции В.Медведева). И хотя получалось у нее далеко не все, особенно к концу большого номера, но свежесть, легкость и изысканность рук заворожила. Чем-то похожа она на сбросившую лет 15 Алину Кожокару. Анна Тихомирова, поразившая накануне во вставной вариации из "Дон Кихота" огромным красивым прыжком и блестящим сочетанием пластики и техники, вышла в трио с Кристиной Кретовой (в этот раз у нее получилось много лучше, чем Китри в воскресенье) и Артемом Овчаренко в номере "Triangle" (хореография А.Пимонова на музыку Брамса): обычный любовный треугольник, где две девушки спорят за одного парня. И вновь: мне очень нравится танец Анны Тихомировой, которую открыл для меня фестиваль. Она талантлива в каждом движении. По-видимому, у Большого балета большое будущее, если в нем собираются такие балерины. В сочетании с яркими мальчиками (а в этом петербургская школа давно уступает Москве) - теми же Овчаренко и Чудиным, вышедшими на сцену Октябрьского.
О Мариинском театре напоминала только открывшая концерт Евгения Образцова (формально представляющая все тот же Большой) в гран-па из балета "Фестиваль цветов в Дженцано", и это верное отражение сегодняшней ситуации в российском балете.
Во-вторых, в шоу участвовали яркие зарубежные танцовщики, которых мы неплохо знаем, но каждый раз рады видеть, ибо в Петербурге так не танцуют. Можно, конечно, сказать, что Эрман Корнехо (ABT) не так блестящ в па-де-де Дианы и Актеона, как был Иван Васильев, но за Иваном-Актеоном надо было ехать в Москву, а так, как Корнехо, в Петербурге Актеона давно никто не исполнял. Это сложнейшее па-де-де в Петербурге вообще танцуют крайне редко - после Тереховой и Рузиматова не упомню, кто и танцевал. Йона Акоста (English National Ballet), составивший пару Анастасии Сташкевич в "Талисмане", был просто блестящ и покорил публику не только высоким прыжком, но и долгим и красивым зависанием над сценой (без которого балетная классика перестает дышать). Мэтью Голдинг (Dutch National Ballet) и Даниэль Ульбрихт (New York City Ballet) - танцовщики самобытые и яркие - показали по номеру из привычного реперутара, а затем вышли в финале в танцах Вальпургиевой ночи в хореографии Лавровского (специально учили, полагаю - за что отдельно хочется поблагодарить и их и организаторов фестиваля). Эшли Баудер из New York City Ballet дается далеко не всякая хореография (видели мы ее в откровенно неудачных номерах). Но в этот вечер в балете Баланчина Stars and Stripes ("Звезды и Полосы", название американского флага) вместе с Дзозефом Гатти (Boston Ballet) она показала себя с самой выигрышной стороны. Из новой, незнакомой хореографии особо запомнился номер "Фадо" (хореограф Р. Савкович) в исполнении Элизы Кабреры и Михаила Канискина (балет Берлинской оперы). И вновь, к достоинству подготовки концерта: балет Берлинской оперы звезд с неба не хватает, а вот надо же, удивил. И, наконец, венчала вечер великолепная Люсия Лакарра (с неизменным партнером Марлоном Дино) в одной из самых лучших своих ролей - ноймайеровской "Даме с камелиями".
Помимо обычных па-де-де и гран-па в соединении с несколькими номерами хореографии современной гала этого года успешно опробовал две новинки. Первое отделение завершалось выступлением Entredos Ballet Espanol, эффектно и со вкусом соединяющим фламенко с классическим танцем. Финалом второго отделения стали уже упоминавшимися танцы Вальпургиевой ночи из "Фауста" в постановке Л.Лавровского с тремя приглашенными звездами в качестве солистов: кроме Голдинга и Ульбрихта, танцевала - очень неплохо - Анна Цыганкова (Dutch National Ballet). В отличие от воскресного концерта, финал был мощный и логичный. Такие вставки больших номеров в традиционный формат гала вышли очень удачными. Надеюсь, организаторы, проанализировав успехи фестиваля, задумаются о продолжении этого хорошего начинания.
Из всех гала Dance Open, которые я видел (а видел я не все) гала 2013 года был самым лучшим - благодаря исключительной цельности и яркому замыслу. Смело можно сказать, что фестиваль Dance Open становится одним из важнейших - если не самым важным - событием балетного сезона в Петербурге.
Эшли Боудер и Джозеф Гатти в "Stars and Stripes" (фото Стаса Левшина)
Анна Тихомирова и Артем Овчаренко в "Triangle" (фото Николая Круссера)
Люсия Лакарра и Марлон Дино в "Даме с камелиями" (фото Николая Круссера)
Фотографии предоставлены фестивалем Dance Open