21 апреля
Большой концертный зал "Октябрьский"
Фестиваль Dance Open
Фестиваль прибавлял с каждым днем - причем с таким размахом, что я, честно говоря, не ожидал (здесь, конечно, сказывается, и катастрофическая бедность второй половины балетного сезона - но и безусловная заслуга организаторов фестиваля налицо).
Первый из двух гала концертов был тематически организован - это тоже новый момент в Dance Open, еще одна черта в поиске "необщего выражения лица". Представить историю балета XX века в одном концерте - задача расстрельная. Многие обидятся, неминуемо начнутся разговоры, почему включили то и не включили это. Можно при желании указать художественному руководителю фестиваля Василию Медведеву на те или иные пробелы, но в целом, кажется, гала получился весьма достойный и действительно отразил историю русского балета за последнее столетие.
Особенно удалось первое отделение, представлявшее историю давнюю. Приятно, что восстановили нечто похожее на хореографию "до Петипа" (живые сцены из балета "Конек Горбунок"). Порадовало па-де-де из "Эсмеральды", которая у нас не идет, с Яной Саленко (балет Берлинской оперы). Очень правильно, что заполучили Лопаткину с фокинским "Лебедем" - упомянуть Анну Павлову необходимо, и это конечно должна делать Лопаткина. Несколько лет не видел ее "Лебедя": он стал уверенно-взрослым и профессионально-выверенным. Ярким получилось па-де-де из "Дон Кихота" с молодежью из Москвы и нашим Сарафановым. Леонид стал танцевать "Дон Кихот" аккуратнее, со вкусом и без выпендрежа, который отличал его в мариинской молодости. С другой стороны, куда-то ушел кураж, который раньше прятать не приходилось. А без куража Базиля нет. Кристина Кретова в партии Китри была еще менее убедительна, зато Анна Тихомирова просто блестяще исполнила сложную вставную вариацию, которую часто отдают балеринам со стажем. Финалом первого отделения стала массовая сцена из московского "Пламени Парижа" (в редакции Ратманского, но приписанная Вайнонену - такие вещи часто случаются при погружении в историю).
Во втором отделении с большим удовольствием посмотрел на изысканную Евгению Образцову в партии Джульетты. Только Ромео ей достался такой, что мариинский Шкляров покажется гениальным. Лавровского при этом комментатор назвал чуть не создателем драмбалета: на мой взгляд по отношению к "Ромео и Джульетте" это совершенно несправедливо. В основе балета не "драма", а танец. Понравилась Изабель Сьяравола, исполнившая Татьяну Ларину в балете "Онегин". Помню ее еще совсем молоденькой во время походов в Парижскую оперу. Но чем ближе мы двигались к современности, тем больше удивлял не выбор знаковых хореографов, а выбор номеров из их балетов. Если говорить о Ростиславе Захарове, то зачем нужен порядком надоевший гопак из "Тараса Бульбы", если в Мариинском по-прежнему идет его балет "Бахчисарайский фонтан", сохранившийся целиком благодаря памяти об Улановой? Неплохо бы восстановить (именно в Питере) и его "Медный всадник" с Гимном великому городу, прославляющим блокадный подвиг. Танго из "Золотого века" не лучшим образом характеризует хореографию Григоровича, когда, опять же, жива еще "Легенда о любви" и легко восстановим "Каменный цветок". Наконец, совсем не понятно завершение гала (после яркого номера Алексея Ратманского) гран-па из "Баядерки" (да еще и с Матвиенко, танцующим размашисто-грубо и растопыривающим пальцы). Это и есть самая современность русского балета? Однако это как раз те придирки, когда начинаешь советовать организаторам, как лучше представить широкому зрителю историю русского балета. Давать советы всякий горазд; и кто ни возьмется за концерт такого рода, он обязательно получит шквал советов.
В целом же, концерт вышел очень удачным. Dance Open изначально позиционировал себя как широко открытый форум, ставящий задачей широчайшую популяризацию (элитного по своей природе) балетного искусства. С этой задачей он справлялся и справляется как нельзя лучше. Кроме того, тематические концерты "История русского балета" с демонстрацией фотографий и звуковым комментированием (организаторы замечательно просчитали регламент: комментарии, с одной стороны, были обстоятельны, с другой, никого не утомили) обладают и обучающим эффектом: широкая публика узнает новые имена и факты, обретает интерес к самостоятельному изучению истории.
Ульяна Лопаткина. Лебедь.
Изабель Сьяравола - Татьяна
Фото Николая Круссера предоставлены фестивалем Dance Open