Вечер одноактных балетов

Apr 23, 2013 12:44

20 апреля
Александринский театр
Фестиваль Dance Open

Вечер одноактных балетов, с которого Dance Open начал концертную программу, - это заявка на изменение формата, свидетельство мужания и роста. Если раньше Dance Open, помимо мастер-классов, прочно ассоциировался с жанром гала-концерта - скептически настроенные балетоманы говорили о большом чесе звезд средней руки, - то теперь фестиваль показывает полноценную балетную продукцию, да и вообще, как всякий человек в процессе взросления, ищет свое недетское лицо.
Словенский национальный балет открыл вечер балетом "Весна священная". Надо сказать, что в области священных весен петербургский зритель собаку съел. Изначальная "Весна" Нижинского типа-восстановлена в Мариинском театре (наискучнейший вышел балет; причинами полагаю как неяркость хореографии великого танцовщика, так и полнейшее отсутствие в Мариинке балетного интеллекта - восстановление-моделирование славянских обычаев это вам не фунт изюма, - а заодно и священного горения и хотя бы "огонька"), видели мы и "Весну" Бежара и "Весну" Прельжокажа - пожалуй, только "Весны" Пины Бауш не видели живьем (не возили ее в Петербург). На этом фоне заявление хореографа Эдварда Клюга, что на него сильно повлияла "Весна" Нижинского (в каком, интересно, изводе? - вряд ли господин Клюг дошел до архивов), прозвучало странно. В результате мы увидели румяна на щеках танцовщиков, поставленных в знаменитую позу нижинского Фавна. Этим, похоже, влияние и ограничилось. Исключительная банальность хореографии заставила зевать уже к середине перформанса, хотя еще ожидалась главная фишка под кодовым названием "Аквапарк". В какой-то момент на танцовщиков сверху мощно льется вода (при этом эффектного слива не получилось; вода рухнула где-то рядом с танцовщиками), и дальше девушек катают по мокрой сцене, предлагая зрителю, как на соревнованиях фигуристов, оценить качество скольжения. За свержением воды на сцену последовал душ, спародировавший и главную фишку. Когда Бог не дает вкуса, не стоит думать о хореографии. Если пластика балета Клюга банальна, то структура крайне размыта, и вода тут не при чем: даже финал, в отличие от всех знаменитых Весен конца 20 века, совершенно неэффектным. Но вода делает свое дело: спектакль закончился овацией, которой совершенно не заслуживает. Публика часто клюет на небалетные фишки. Хотя, казалось бы, где основу балета составляет фишка, там кончается балет.
Но первый блин всегда такой. Во втором отделении мы увидели балет "Spazio-Tempo" хореографа Якопо Годани в исполнении Semperoper Ballett Dresden. Судя по увиденному, Годани - верный ученик Уильяма Форсайта, использующий многочисленные находки учителя: игру со светом, внезапную темноту, опускающийся занавес, за которым продолжают танцевать и т.д. При этом пластика у Годани более изысканна или, лучше сказать, менее строга, чем у Форсайта. Он значительно больше внимания уделяет гибкости рук и плавности движений. Более того, его интересует само движение и Красота, а не анатомия движения, как Форсайта. Балет вышел очень интересный - именно как развитие форсайтовской хореографии, ибо настоящих последователей Форсайта не так уж и много. Впрочем, те, кто никогда ничего не слышал про Форсайта, получили, думается, не меньшее удовольствие - ибо балет просто красив. Таково, в принципе, и должно быть искусство, не требующее объяснений. Поразил и сам Дрезденский балет под руководством А.Уоткина. Труппа эта очень молодая, существует в середины 2000-х годов. Но уровень танца в нем не ниже Франкфуртского балета Форсайта. Танцовщики высокого класса, с хорошими данными, с индивидуальными дарованиями, которые хореография Годани легко позволяет разглядеть.
Последней частью вечера стала "Классическая симфония" на музыку Прокофьева в исполнении артистов Большого театра. Хореограф Юрий Посохов Петербургу почти неизвестен, что можно назвать досадным упущением. Некоторые полагают, что "Классическая симфония" вторична, напоминает длинную традицию "танцевания музыки", идущую от Баланчина - и в определенные моменты с этим в теории можно согласиться. Однако смотришь симфонию с большим интересом, не отвлекаясь - и это непосредственное впечатление разбивает все теоретические домыслы. Перед нами хорошая современная классическая хореография, без штампов и избитых истин, живая, развивающаяся на наших глазах. Счастлив Большой театр, если он в состоянии таким образом развивать традиции. В плане исполнения выделяется мужской танец, балерины оказываются вторыми номерами (возможно, это влияние американского балета, где Посохов работал). Особенно классно выглядят мужские тройки и четверки, зависающие в прыжках. Это давний бренд Большого - эффектный мужской танец. В Мариинском мы на своей памяти и не упомним четырех хороших мальчиков, одновременно вышедших на сцену (когда-то, говорят, были).
В целом кажется, что Dance Open неплохо справился с изменением формата. Именно такой, думается, - яркой, сборной и спорной - и должна быть программа настоящего международного фестиваля балета.


Телоплетение Якопо Годани


Московский прыжок "Классической симфонии"
Фотографии Николая Круссера предоставлены фестивалем Dance Open

Юрий Посохов, spazio-tempo, Эдвард Клюг, Большой театр, Весна священная, Уоткин, Классическая симфония, фестиваль, Словенский балет, dance open, semperoper ballett dresden, Якопо Годани

Previous post Next post
Up