Дядюшкин сон

May 15, 2012 13:34

12 мая
БДТ
на сцене ДК Горького

Решил пересмотреть "Дядюшкин сон", который видел на премьере в 2008 году.
Спектакль по-прежнему живой и стильный, смотреть по-прежнему интересно. В какой-то мере напоминает о старом БДТ и постановках Товстоногова из русской классики: в центре спектакля звездные артисты, на роли второго плана приглашены мастера (Е.Попова, Е.Чудаков и даже М.Лаврова на своем месте), "тонкая французская игра" сдобрена легкой пошлятинкой и игрой на публику (фирменный знак позднего Товстоногова) и, главное, настоящий актерский ансамбль.
Тон задает Олег Басилашвили, у которого, как всегда роль продумана до мелочей - каждый жест и каждое движение, каждая интонация и каждая фраза. При этом игра его непосредственна и органична, кажется рождающейся на наших глазах. При феноменальном актерском мастерстве, поднимающем его на голову надо всеми, это артист ориентированный на партнера (в "Квартете", например, когда вместо Лаврова ввели Ивченко, Басилашвили полностью перестроил - перенастроил - свою роль), поэтому рядом с ним рождается театр. Даже Фрейндлих до выхода Басилашвили играет не так (разминается, пробует роль. Четыре года назад я думал, что это от премьерной неразберихи, теперь вижу, что постоянно). Не говоря о молодежи: К.Жандарове и П.Толстун. Сами по себе они смотрятся, как картонные фигуры: отбывают сценическую повинность. Но рядом с Басилашвили у каждого что-то откуда-то появляется.
По этой, видимо, причине совершенно провальным оказывается финал. Роль князя стушевывается, на первый план выходит девушка и ее возлюбленный. Ощущение жирного черного пятна от всей финальной сцены. С.Галич (Вася), по-видимому, ничему не научился в театральном училище. Скороговорка и закатывание глаз на уровне школьной самодеятельности. Резкое втягивание воздуха на каждой паузе то ли должно изобразить чахотку, от которой он умирает, то ли сильное волнение (очень похоже изображал волнение Морозов еще в первой постановке Чхеидзе на этой сцене - в "Коварстве и любви"). Под стать ему П.Толстун, у которой не получается ни одно душевное движение. Где вам, ребята, страсти Достоевского играть. В сериал вам прямая дорога, в сериал.
Десятиминутный позор БДТ не спасает уже ни общий диалог, строящийся вокруг Фрейндлих, ни последний минимонолог князя. На премьере не было такого ощущения. Там играли как-то свежее - и последний монолог производил впечатление, ставил точку. По-видимому, гнить спектакль начинает с хвоста. Заигранный финал оставляет неприятный осадок и вновь возвращается мысль, что БДТ-то умер. И Чхеидзе могильщик его.

Галич, Чудаков, Басилашвили, Дядюшкин сон, Фрейндлих, Жандаров, Толстун, БДТ

Previous post Next post
Up