Канкун

May 11, 2012 16:52

Приют комедианта
10 мая
Пресс-показ премьерного спектакля

Интересную пьесу выбрал "Приют комедианта". Пожалуй, это один из немногих петербургских театров, где литчасть работает на совесть (обычно стоит одному театру найти яркую пьесу, как она тут же идет у нескольких соседей в разных городах). Пьеса о двух супружеских парах, дружащих с незапамятных времен и в очередной раз оказавшихся на совместном отдыхе в роскошном отеле "Канкун", казалось бы, ни о чем новом не расскажет. Однако пьеса совершенно неизвестного у нас Жорди Гальсерана делает "Канкун" черной дырой, в которой время сворачивается в трубочку - и человек воочию видит свои непрожитые жизни, потенциальные жизни. Отвечает сам себе на вопрос, что бы было, если бы тогда, 25 лет назад, я повернул не направо, а налево. Здесь постмодернистская драматургия как бы растворяется, а под ней проступает Чехов - ее если не отец, то отчим или двоюродный дед.  Интересно, что, по Гальсерану, разные варианты жизней человека довольно близки друг другу: в жизни есть стержневое и факультативное; факультативное меняется, стержневое остается. Так это или не так, размышляешь уже после спектакля. Пьеса, как бывает и с Чеховым, цепляет не сразу, а по прошествии времени. О ней хочется думать, а это уже очень много для современного театра.

Режиссер Явор Гырдев (Болгария), с одной стороны, имел не много работы. Четверо артистов просто разговаривают в отельном бунгало. С другой же, именно режиссер украсил сложную проблематику пьесы метафорой зеркальных отражений, последовательно проведенной через весь спектакль. Судьбы героев меняются, преломляются, ломаются в невидимом им зеркале - оставаясь всякий раз одним из вариантов-отражений некой инвариантно-стержневой судьбы. Метафора проведена весьма тонко - через расстановку мебели на сцене, мелочи сценического движения - и выходит наружу лишь в момент поклонов, когда четверо артистов сначала раскланиваются перед отраженным зрительским залом, стоя лицом к заднику, а затем уже выходят на поклон к другому залу, к нам. Режиссеру, по-видимому, следует приписать и умную работу с актерами: балансируя на грани пошлости, спектакль нигде в пошлость не проваливается.

Все четверо артистов (Анна Вартаньян, Елена Калинина, Александр Ронис, Аркадий Шароградский) играют амплуа. Играют хорошо, но благодаря одноплановости амплуа не всегда соответствуют сложности пьесы. Ни характер, ни манеры почти не меняются у героев при смене жизненных траекторий. Только, пожалуй, у Шароградского (Висенте) я заметил легкую смену стиля, когда из резкого директора типографии он превратился в полицейского - игра его стала еще резче, прямолинейнее, тупее. Жаль, что лишь слегка. Это бы выпятить, провести последовательно, убедить зрителя. Елена Калинина (Лаура) и Александр Ронис (Пабло) вообще не поменялись со сменой жизни. И даже Анна Вартаньян (Реме), играющая самую выигрышную, - можно сказать, главную - роль, довольно однообразна и в пьяном откровении первой части, и в истерике последующих частей. Если это режиссерское решение - упор на тот стержень человека, что не изменится никогда, - то я бы его отменил. Куда интереснее следить за переменами, чем за удручающей стабильностью бытия.

В целом, спектакль сделан очень добротно. Череда комических эпизодов и диалогов удачно сдобрена общим трагизмом жизни, так что заскучать от смеха зритель не успевает. Единственная опасность таких спектаклей в том, что они довольно скоро заигрываются - совершенно независимо от актеров. Так что торопитесь смотреть...  






Фото: Калин Николов, любезно предоставлены театром "Приют комедианта"

премьера, Аркадий Шароградский, Анна Вартаньян, Явор Гырдев, Елена Калинина, Приют комедианта, Канкун, Александр Ронис

Previous post Next post
Up