Наталья Осипова. Лебединое-два.

Apr 23, 2012 13:59

22 апреля
Михайловский театр

Второе "Лебединое" в своей жизни Наталья Осипова танцевала много увереннее, чем первое. Белый акт, впрочем, по-прежнему оставляет желать лучшего. Лебедя стало больше. Маленькие технические помарки Наташа убрала, обе вариации блестящи. Но в адажио и в сцене с принцем, ему предшествующим, по-прежнему чего-то не хватает. Можно сказать, что танцует она адажио, как все, а мы полагаем, что она может по-своему. Ей надо продумать роль от начала до конца, придумать своего лебедя, понять, что в лебеде главное. Тогда все станет на свои места, движения станут осмысленными, пока же она пользуется чужими не очень удачными подсказками. Не помогает ей в продумывании своего лебедя и мессереровская музейная версия "Лебединого", ибо слишком много в двух белых актах пантомимы (от 19 века) и драмбалета (от первой половины 20-го).
Лебедь же тем и хорош, что это образ на грани: не до конца птица и не до конца женщина, не до конца живая и не до конца мертвая, не до конца холодная и не до конца любящая. Все это надо в танце показать. И именно эти грани стирает пантомима и драмбалет. Танец лебедя должен стать мерцанием чистой женственности. К ней неминуемо добавляется Роковое, свозящее в музыке Чайковского. Это Роковое должно сквозить и в танце, как удалось Наташе в "Жизели". Хорошо бы ей работать не с Жанной Аюповой, а с Аллой Осипенко, чей лебедь памятен многим. Впрочем, Осипова, мне кажется, настолько самостоятельна в танце, что разберется и сама.
Черный акт во втором спектакле был исключительно хорош. Излишняя прямота рук ушла, руки стали мягче и образ изысканнее, менее стервозным. Помарки в вариации пропали. Кода великолепная. Фуэте много лучше, хотя прошла вперед довольно много - вот это бы теперь убрать. Здесь нужно сказать, что дирижер Овсянников совершенно не смотрел на сцену, даже в фуэте, когда на сцене прима. Плисецкая ему бы просто за такие вещи по голове настучала (она, правда, в "Лебедином" фуэте не делала). Трудно хорошо сделать фуэте с таким дирижером.
Гомес стал чуть-чуть романтичнее и немного понял, чем Петипа отличается от Баланчина. Но по-прежнему в общий абрис спектакля не вписывался. Те элементы, которые умеет делать, делал отменно. Самые простые - так и не научился. Лиричности в танце нет совсем, очень механистично танцует, четко разделяя вариацию на элементы.
Иван Васильев опять очень хорош. Злой гений впервые обрел на сцене такую мощь.
Кордебалет по-прежнему ужасен. Тройка и четверка лебедей ни в какие ворота императорского театра. Па-де-труа первого акта чуть получше за счет замены первой балерины (юноша, Виктор Лебедев, был неплох и в четверг, а тут еще подтянулся), но далеко не так хорошо, как вставные номера "Дон Кихота". А лебединая масса хуже некуда. Уж на что ругаем мы кордебалет Мариинки (по сравнению, скажем, с кордебалетом Парижской оперы или Пермского театра), но кордебалет Михайловского в "Лебедином" ругать бессмысленно: он глухо провинциален. Над этим надо серьезно работать. Вот с характерным танцем все лучше. Танцы черного акта на нормально-среднем уровне.

Итак, после первых двух спектаклей можно с уверенность сказать, что "Озеро" получилось, но "Лебединое" Наташи (пока) - это черное "Лебединое". Бывали в истории балета такие балерины, к которым ходили только на черный акт и за это их и любили - Татьяна Терехова, например. Но, видев гениальную Наташину "Жизель", полагаю, что в следующем сезоне она нам покажет и белое "Лебединое". Всем недовольным хочу напомнить, что у Ульяны Лопаткиной очень долго (пару сезонов) не получался черный акт. Так что Осипова идет к "Лебединому" просто с иной стороны. А то, что это не ее амплуа - так это было ясно заранее. Тем и интереснее. Большой артист умеет играть не только свой характер, но и много чужих. Большой артист всегда перевоплощается. А Осипова большой артист.

P.S. Если кто-то читает это Наташе, скажите ей, что волны в руках, на мой взгляд, в воскресенье было слишком много. Достаточно ее только там, где делала Плисецкая. Причем снова сделала волну замечательно, с чем и хочется поздравить. И с несомненным успехом.

Виктор Лебедев, михайловский, Михайловский, Наталья Осипова, Лебединое озеро, наталия осипова, наталья осипова, Наталия Осипова, Марсело Гомес, Михайловский театр, Лебединое, Иван Васильев, иван васильев

Previous post Next post
Up