Apr 23, 2012 13:17
21 апреля
Большой зал филармонии
Давненько не видал Большой зал такого аншлага. Впрочем, повод того стоил.
Чикагский оркестр - один из лучших в мире, под управлением хорошо знакомого петербургской публике Мути он работает недавно, и это сотрудничество делает концерт еще интереснее.
Звучит оркестр феноменально. Не знаю даже, какую группу инструментов выделить. Стоит похвалить, пожалуй, вот этот общий качественный звук, когда высокий класс музыкантов соединяется с тем, что ни одна группа откровенно не лидирует по классу - и получается исключительная цельность звучания. Возможно, это заслуга Мути, который и в оперной своей продукции (представленной нам год назад, но, к величайшему сожалению, без маэстро) стремится к цельности, сглаженности, без откровенно выступающих звезд.
Некоторым минусом, пожалуй, была программа концерта. Во-первых, маленькое и странное первое отделение, во-вторых, состояла она целиком из музыки "красивенькой" - музыки не от сердца, а от головы: Рихард Штраус и Франк. Впрочем, и здесь можно увидеть цельность.
Концерт начался "Космической одиссеей" Д.Смирнова - музыкой глубоко и последовательно вторичной, с явными аллюзиями на Рихарда Штрауса, использованного Кубриком в "Космической одиссеe-2001". Далее прозвучал оригинал, т.е. Рихард Штраус, но не "Так говорил Заратустра" (что было бы ярче и откровеннее), а "Смерть и просветление". Во втором отделении исполняли симфонию ре мажор Сезара Франка, которого можно назвать одним из предшественников музыкального поколения Рихарда Штрауса. Так что логика в программе была такая: ретроспектива "умной" музыки.
Про Смирнова сказать нечего: ноты для разогрева, набор банальностей. Штраус был сыгран в интересной итальянской манере, с четкими форте и пиано, без обычной мощи, давящей на уши, и с ясным ведением партий разными группами инструментов. Кому-то может не понравиться, но я за: музыка Штрауса редко оказывается настолько разложенной по полочкам. Проигрывает такое исполнение в музыкальном "экстазе", но надо иногда и в ноты вдуматься. Франка Мути сыграл в такой же ясной манере, прочерчивая музыкальные линии, что для органиста Франка очень удачно. Написана первая симфония тогда, когда в немецко-австрийской музыке Бетховен был уже общим местом, французская же музыка демонстрирует полное незнание немецкого романтизма. Романтический напор компенсируется конструированием сложных музыкальных линий (вот тут и вспоминаешь, что Франк - органист) и изрядно надоевшей за весь XVIII век танцевальностью. Не скажу, что пережил какие-то особые эмоции, но с точки зрения познавательности программа была очень полезной.
Эмоция пришла на бис. Маэстро исполнил увертюру к "Силе судьбы" - своды Большого зала и петербугские уши не слышали такого несколько десятилетий. Всех, кто полагает, что Гергиев, Спиваков и прочие в состоянии это играть, отсылаю к концерту 21 апреля. Кроме того, Мути обаятельно побеседовал с залом на английском языке, проверил наши знания в истории итальянской оперы и истории Петербурга, похвалил итальянское произношение публики. Замечательно выглядит Мути для своего возраста. И по-прежнему здорово работает. Дай Бог ему много лет жизни и творчества, и чаще к нам, а то прошлой весной, когда не приехал он с Римской оперой, было очень грустно.
гастроли в Петербурге,
Чикагский симфонический оркестр,
Риккардо Мути,
Мути