Apr 20, 2012 00:27
19 апреля
Михайловский театр
Как и предсказывалось, первое "Лебединое" Натальи Осиповой вышло немного комом. Но надежды оно вселяет большие.
Белый акт начался как-то не слишком вразумительно. По-моему, Наташа волновалась. Делала слишком широкие шаги, убегая от Зигфрида; не столько играла, сколько старалась сделать все, как надо. Адажио успокоило страсти, но было исполнено слишком добротно, без страсти, без ощущения рока, которое отличало когда-то первые спектакли Лопаткиной. К вариациям прима успокоилась - и вариации получились почти идеальными. Техника была феноменальной, но вот что касается образа: нужно много работать. И главное: придумать свою фишку для белого акта. Наталья, в отличие от многих балерин, балерина умная, ей надо выстроить роль, понимать, что она играет в момент каждого движения. Пока она, похоже, роли не придумала. Когда придумает, будет очень хорошо. Нужно больше лебедя, причем потенции лебедя в ней налицо: волну руками, уходя за сцену, сделала очень хорошо. Пожалуй, после Майи Михайловны и не видел ни у кого такой волны.
Черный акт уже почти готов. Образ яркий, руки слишком прямые - но это по-московски. Можно сделать более петербургский вариант, а можно и так оставить. В отличие от белого акта, здесь балерина нашла свою роль. К технике есть претензии, но это все поправимо. Первую половину вариации можно сделать и почище, но это мелочи. Вторая половина вариации идеальна. Фуэте в этот раз получились не очень, слишком много прошла вперед, сошла раньше, чем надо. Но, думается, если бы Наташа тут же повторила фуэте на бис, то могло получиться так же здорово, как неделю назад в Дон Кихоте. Очень жаль, что поскользнулась в коде и потеряла всю диагональ. Тем более, что начала ее хорошим прыжком, в хорошем темпе. Но такие вещи случаются у любой балерины, да и волнение сказывается.
Четвертый акт, как известно, не очень сложный. Здесь все было на уровне. Показалось, что даже лебедь стал получаться. В общем, все хорошо для первого раза. В воскресенье, я уверен, будет намного лучше.
Возможно, и сегодня вышло бы удачнее, если бы спектакль в целом был уровня "Дон Кихота". Однако мессереровская хореография "Лебединого" оказалась ниже плинтуса. Тон задал первый акт, весь наполненный такой хореографической пошлостью, что даже неудачное "Лебединое" Григоровича начинает казаться шедевром. Не говорю о блестящей сергеевской хореографии (хотя и не поклонник я хореографии Константина Сергеева) первого акта, который идет в Мариинском. Танцы белого акта сделаны как-то слишком прямолинейно. И главное - на сцене слишком много людей; на их фоне теряются солисты; в адажио невозможно сделать ни одной приличной линии - места нет. Да уж лучше на время адажио просто прогнать кордебалет со сцены. Тем более, что кордебалет сегодня поразительно провинциален. В черном акте сцена заставлена декорацией - не исключаю, что Наташа и поскользнулась в коде из-за тесноты. И, наконец, концовочка. Я давно и упорно ненавижу виноградовский четвертый акт из Мариинского, но первая половина четвертого акта в Михайловском убедительно доказывает, что Олег Виноградов не самый бездарный хореограф в истории петербургских постановок "Лебединого". Предлагаю Начо Дуато переставить все сцены кордебалета в этом гробовом спектакле, убивающем танец.
Партнеры Осиповой тоже не дотянули до уровня "Дон Кихота". Иван Васильев оказался очень убедительным злым гением, можно поздравить Ивана с новой ролью. Но большей частью балерина танцует с Зигфридом. Приглашенный специально на "Лебединое" Марсело Гомес из ABT совершенно не въехал в хореографию Петипа. Во-первых, вероятно, совсем мало репетировал. Во-вторых, далеко не каждый танцовщик из ABT в состоянии войти в русский балетный спектакль. В вариациях семенил и сбивал шаг. Романтичности ни грана. Сделал, впрочем, несколько сложных элементов в па-де-де, но смотрелись они как отдельные украшения, целого не было. Пригласили бы лучше Дэвида Холберга - было бы идеальное попадание.
Оркестр под управлением еще одного гения из Мариинки - Валерия Овсянникова - лабает так, как давно привык лабать в Мариинском. Издевательство над Чайковским получается.
Бездарная хореография спектакля, загруженность сцены декорациями, ужасный оркестр, непопадание с главным партнером - все это десять раз оправдывает сегодняшние неудачи Наташи. Которые не такие уж и неудачи. После многих знаменитых балерин, исполняющих "Лебединое", остается ощущение могильной тяжести. Несмотря на все сбои, первое "Лебединое" Осиповой оставляет впечатление свежести и жизни. Сделан огромный задел, потенциал балерины громаден, и ясно видно, что ее "Лебединое" вскоре превзойдет сегодняшних корифеев.
михайловский,
Михайловский,
Наталья Осипова,
Лебединое озеро,
наталия осипова,
наталья осипова,
Наталия Осипова,
мессерер,
Марсело Гомес,
Михайловский театр,
Лебединое,
Мессерер,
Иван Васильев,
иван васильев