Привидения

Mar 17, 2012 15:27

14 марта
МДТ
Камерная сцена

Посмотрел еще одну пропущенную премьеру.
Самому очень жаль, что суждения мои про МДТ становятся какими-то типовыми, заранее заданными. Думаю, в этом виноват сам МДТ, ибо это театр однообразный и схематичный, театр, где процветают актерские амплуа и режиссерские решения из учебника по режиссуре. Делать нечего, еще раз скажу: МДТ нельзя выходить за рамки соцреализма или близкого ему искусства. Практически любой выход за рамки (за редким исключением) дает на выходе или крайне неудачный спектакль или просто неудачный спектакль. В данном случае нам играют спектакль крайне неудачный.
Ну кому, право слово, пришло в голову поставить в МДТ Ибсена? Кому это играть и кому это ставить?
Русский драматический театр уже лет двадцать тупо пробуксовывает на ниве соцреализма. Играют у нас только "взаправду", как учил Станиславский, но владение школой Станиславского с каждым годом уходит все дальше в прошлое. Как уже не раз приходилось писать, средний европейский театр куда профессиональнее в школе Станиславского, чем театры на родине Станиславского.
Если во времена Станиславского Ибсена еще можно было играть серьезно, то сегодня серьезно играть "Привидения" - это убить спектакль заранее. Именно так и поступил режиссер Олег Дмитриев. Современному сознанию чужды те проблемы, которые казались Ибсену неразрешимыми. Ну переспал когда-то капитан Алвинг со служанкой, ну дочь у него от нее - что из того? Почему вдова клеймит мужа как страшного развратника, будто он по меньшей мере маркиз де Сад (впрочем, и маркиз де Сад многим сегодня кажется весьма умеренным в своих сексуальных фантазиях)? И от этого безобидного приключения Алвинга - проклятие всей семье? Что-то не так было с башкой у автора, решит широкий зритель.
Человек, немного знакомый с историей культуры, узнает в пьесе излюбленные мотивы «Fin de siècle», истерику показной безнравственности, тему вырождения. Но не секрет, что большинство посетителей наших театров ничего об этом не знает. Так уж если Дмитриев решил поставить Ибсена, то нужно, во-первых, выбрать пьесу, которая в состоянии показаться актуальной, а, во-вторых, ее актуально подать. Очевидно, что играть Ибсена как современную пьесу нельзя. Надо придумать, как ее играть. Нужна философская, культурологическая  постановка: не тронув ибсеновский текст (или тронув, как делал культуролог Мейерхольд), отрефлектировать его, стилизовать, сыграть многопланово. Вот в балете так делать научились: "Лунный Пьеро" Ратманского - тонкая стилизация серебряного века, балеты Шостаковича в постановке Ратманского - ироничные переосмысления советской эпохи. А в драматическом театре культурологизм так и не возник пока.
Можно, конечно, сделать и музейную постановку. Но тогда нужны артисты уровня Станиславского. Играть тонкого, полутонового Ибсена - это не Абрамова играть. Тут на амплуа не выедешь. А Дмитриев целиком и полностью опирается на амплуа. Если амплуа Анжелики Неволиной - мазохистически-сексуальная моложавая дамочка, то в главной роли Неволина. Если неврастеников в театре играет Станислав Никольский, значит, сын фру Алвинг - Станислав Никольский. И так далее. И если у Никольского еще получается больной неврастеник (много помогает артисту в решении актерской задачи сильный насморк), то Неволина в главной роли совершенно никакая. Текст Ибсена нельзя проговаривать. А она почти делкамирует - и весь спектакль спокойна, как танк. Даже когда сын просит оказать ему последнюю услугу - отравить его. Отчего тогда она так несчастна? Танки грязи не боятся. Елена Соломонова, как всегда, никакая. Как, впрочем, все молодые актрисы МДТ и почти все молодые актрисы России.
А вот Владимир Захарьев (пастор Мандерс) играет интересно. Он единственный в спектакле понимает, что играет. По-разному разговаривает с разными персонажами. Меняется почти в каждой сцене. Его работа - единственное украшение в общем-то почти провального спектакля. Жаль, что на большой сцене ему дают только эпизодические роли. Захарьев давно играет в МДТ, а по-настоящему я рассмотрел его только в этом спектакле. Вопреки режиссуре Дмитриева.
Впрочем, если кто-то видел, как Олег Дмитриев в "Бесах играет Верховенского, он заранее все может представить. Одноплановое решение на всю роль, неменяющаяся интонация, полное непонимание своего персонажа. Не надо вам, господа, ставить сложные пьесы. И с Чеховым давно пора завязывать.

Станислав Никольский, Владимир Захарьев, Олег Дмитриев, Малый драматический театр, Елена Соломонова, мдт, МДТ, Привидения, Анжелика Неволина, Ибсен

Previous post Next post
Up