Бабилей

Mar 01, 2012 12:36

29 февраля
МДТ

Образовавшуюся пустоту в музыкально-балетной жизни решил заполнить просмотром прошедших мимо меня драматических премьер.
Превращение в моноспектакль рассказа Федора Абрамова кажется решением банальным. Артист просто читает текст со сцены, дополняя функции чтеца элементами актерской игры. Однако спектакль МДТ удался, несмотря на, казалось бы, заранее проигрышную идею.
Во-первых, удачно выбран текст Абрамова. Он практически свободен от советской идеологии. И вообще, очень близок сегодняшнему дню: если отвлечься от нескольких деталей ушедшего времени (вроде пенсии в 20 и 120 рублей), можно ощутить, что речь идет о сегодняшней деревне и сегодняшней России. Во-вторых, на высоте ненавязчивая режиссура спектакля. Главный элемент - эффект соприсутствия. Столы на камерной сцене расставлены буквой "п" - как на деревенском "бабилее", - часть зрителей сидит по краям сцены. Все зашедшие в зал оказываются гостями праздника. Артистка использует это положение, как бы обращаясь к зрителям, но делает это очень умеренно, без нарочитости. И именно умеренность приносит максимум эффекта. Наконец, сработало и решение режиссера отдать "мужской текст", написанный Абрамовым от первого лица, не актеру, а актрисе. Говорят в рассказе в основном бабы - тоже рассказывая жизни свои от первого лица. Так что "мужской текст" выгодно перевернут оборотной стороной и превращен в женский. Все это, вероятно, следует отнести к чести режиссера Натальи Колотовой.
Играет спектакль актриса Вера Быкова. Играет очень хорошо. Вкусно имитирует северный окающий говорок. Красиво играет деревенскими интонациями. Наложенная на аутентичную народную речь Абрамова, ее фонетика производит тот же эффект, который мы испытываем сегодня от чтения словаря Даля: красоты и точности народной речи. Переходя от персонажа к персонажу, актриса сильно меняется: перед нами проходит череда разных характеров. Но при этом, опять же, не гонясь за внешней демонстрацией актерского мастерства (большому актеру хочется показать, как по-разному он может сыграть одновременно нескольких разных героев), меняется она как-то не целиком, сохраняя единое нутро, передавая тем самым обобщенную душу русской бабы.
На эту же функцию расчитана и декорация Евгения Никифорова - несколько силуэтов на фоне изб, дороги и полей. В начале спектакля один из силуэтов оживает, в финале оживший силуэт возвращается на картину.
Одним словом, Федор Абрамов продолжает оставаться фирменным знаком Малого драматического. И это очень приятно - на фоне ужасно заигранных "Братьев и сестер", которые никак не могут занять свое место в театральном музее.

Вера Быкова, Бабилей, Евгений Никифоров, Наталья Колотова

Previous post Next post
Up