Jul 19, 2011 12:49
16 июля, вечер
Альберт-холл
Пром-2
Антонио Паппано снова поставил на Промах итальянскую оперу, в этом году не Верди, а Россини. И не в середине программы, как в прошлом году, а вторым вечером. Если учесть, что программа первого Прома была из ряда вон скучная, то, по сути, спектакль Паппано - это открытие Промов-2011 (надо сказать, не особенно интересных).
Главной фишкой «Вильгельма Телля» были не певцы, а оркестр и хор Академии Санта Чечилия. Оркестр этот мы слышали в Петербурге в 2003 году: концерт открывался именно увертюрой Россини, потом, правда, была тошная музыка Респиги. На мой взгляд, этот коллектив - один из лучших на планете, сравнимый, скажем, с Берлинер Филармоникер по слаженности и выверенности, по выдающемуся качеству звука у всех групп инструментов и по уровню каждого музыканта: как сказал когда-то мой учитель музыки про Берлинский Филармонический, каждый оркестрант в этом оркестре - большой солист. Если же говорить об итальянской музыке, то лучше Санта Чечилии итальянскую музыку, наверное, не играет никто. Слушатели Промов думают так же, потому что сразу после увертюры раздалось «Браво!», сопровождавшее всю оперу.
Паппано вел спектакль в своей обычной манере: я бы сравнил его палочку с резцом скульптора - или с кистью (именно живописью!) Микельанджело. Он не боится резкости движений и звуков: резких переходов от форте к пиано, резкой смены темпов, наоборот, подчеркивает эти вещи точно так же, как резко подчеркнутыми оказываются у него в оркестре та или иная тема. От этого слушать Паппано легко и приятно, интерпретация прочерчена четко и ясно; но, помимо этого, возникает уважение к Мастеру, не боящемуся быть простым. Эта простота - высшая изысканность.
Хор вполне соответствует уровню оркестра. Чтобы было понятно нашим слушателям, скажу: звучит на уровне хора Римской оперы.
С солистами получилось не очень. Вильгельма Телля пел Микеле Пертузи, певец титулованный и известный. Пел хорошо и уверенно, с сознанием своей важности. Все остальные такой известностью и уверенностью не обладали. Тенор Джон Осборн (Арнольд) оказался очень в тему. Он всячески старался - с самого начала и до последнего действия, в половине которого он солирует, пел свежо и задорно. Как-то по-своему, незатасканно. А вот главное сопрано Malyn Byström (Матильда) стала для меня главным разочарованием. Петь ей в опере, как известно, чуть ли не больше Телля, а вот вокал у нее по-мариински попсовый: визгливый и при этом очень громкий верх, глушащий всех остальных в массовых сценах, не особенно красивая середина и, главное, отсутствие культуры пения: стремление при всех своих минусах вылезти на первый план, не замечая партнеров.
Разговорился в лифте с человеком, уходившим совсем в первом антракте. «Для этой оперы нужны большие артисты», - сказал он. Ему и Пертузи не понравился.
Тем не менее, общее впечатление осталось самым положительным. Даже в ариях Матильды оркестр звучал так, что ее сопрано воспринималось чем-то вроде досадного звонка неотключенного мобильного. Хоры и массовые сцены совершенно снимали полученный от певицы негатив. Как думаете, господа ну-вориши, а не выписать ли за огромные деньги вслед за итальянским футбольным тренером итальянского дирижера в Мариинский театр? Например, Антонио Паппано? Или Аббадо? Или еще кого-нибудь. Кто-нибудь из знаменитых и талантливых наверняка согласится, если много предложите. А Гергиева навечно в Роттердам.
Россини,
Пертузи,
Паппано,
Вильгельм Телль,
академия Санта Чечилия