19 января
Новая сцена Мариинского театра
Блестящая и чрезвычайно убедительная работа Мариинского театра - не просто восстановленный легендарный балет Петипа, а балет, реконструированный Тони Конделоро в исторической хореографической технике.
Если в том классическом репертуаре, который раньше шел на сцене Мариинского, мы отмечали лишь сохранившиеся элементы старинного большого балета, то теперь императорский большой балет вживую расцвел перед нами. Мы видим подробнейшую богатую пантомиму (более размашистую, что ли, чем привыкли - в духе немого кино), дефиле де бале (давно не практиковавшееся в русском балете - а теперь ярко сделанное в начале второго акта), многоярусные живые картины из кордебалета (из них, похоже, в первые советские годы выросли всякого рода физкультурные пирамиды), череду гран-па и, наконец, совершенно не привычный танец, построенный на мелкой технике и работе на полупальцах.
Эта постановка стала возможной именно сейчас. Потому что, во-первых, Мариинский кордебалет добился в последние годы головокружительных высот. Четкость линий и синхронность движений - то, без чего императорский балет теряет все очарование. Во-вторых, Виктория Терешкина - балерина, которая создана для императорского большого балета. Она неутомима и настолько технична, что вызывает восхищение в каждой вариации. Пожалуй, «Дочь фараона» - это звездный час, апофеоз творческого пути Виктории Терешкиной. И, в то же время, сам танец Терешкиной - залог того, что постановка стала шедевром. Без Терешкиной бы не получилось.
Поражает, что практически все артисты превосходят в этом спектакле свой обычный уровень. Видно, как вся труппа впечатлена грандиозностью замысла. Впрочем, об артистах в следующий раз, после второго спектакля.