17 января
Александринский театр
Валерий Фокин поставил «Женитьбу» в своем обычном мейерхольдовом духе: вместо дома Агафьи Тихоновны - каток, все женихи и прочие действующие лица поставлены на коньки. А один раз на сцену эффектно выезжают самые настоящие сани. Но самое главное - они все марионетки, которыми пытается манипулировать Кочкарев.
Кочкарев, впрочем, тоже паяц (недаром дважды он надевает клоунский нос) - и ощущение блоковского балаганчика пронизывает петербургскую комедию Гоголя. Пожалуй, это самый стильный мейерхольдов дух за всю историю постановок Фокина в Александринке. Ибо сопоставление проведено через весь спектакль, органично и последовательно. Впрочем, когда ожидаешь, что выпавший из окна Подколесин истечет-таки клюквенным соком, включается песня «Летят перелетные птицы».
Однако вся эта паяцеобразность не очень дает развернуться актерам. Интереснее всех Кочкарев Ивана Ефремова, но уж больно его заносит в демонизм и начинаешь замечать много сходного с ужимками Передонова из «Твари». Владимир Кошевой (Подколесин) очень напоминает героя Михаила Козакова из «Льва Гурыча Синичкина». Остальные роли, включая Агафью Тихоновну, интересны исключительно режиссерским решением, а не актерской работой - например, морской офицер Жевакин оказывается безногим калекой, но даже на своей тачке умудряется неплохо танцевать.
Так что смотреть интересно. Аншлаг в середине рабочей недели вполне понятен.