Паппатачи Мустафа: премьера "Итальянки в Алжире"

Jul 28, 2022 21:00


27 июля

Мариинский театр



Фото Александра Неффа @ Мариинский театр



Одна из самых известных опер Джоаккино Россини в России ставится редко (в Петербурге она не шла последние полвека - пока не была поставлена в театре «Зазеркалье», но это особая статья). Потому что для исполнения этой оперы нужно выдающееся колоратурное меццо-сопрано, а также блестящий тенор. И то и другое - в России в крайнем дефиците. Ни того, ни другого, как известно, и в сегодняшней Мариинке нет.

Однако Валерий Гергиев и режиссер Екатерина Малая придумали интересный ход, чтобы опера состоялась. В центр вокального и сценического действия был поставлен бей Мустафа, роль которого у нашего главного итальянского баса Ильдара Абдразакова выверена и отточена - на разных мировых площадках.  Мустафа стал главным героем спектакля - многогранным и обаятельным, а все остальные персонажи оказались его проекциями. Получилось изящно и интересно.



Екатерина Сергеева - Изабелла, Ильдар Абразаков - Мустафа. Фото Александра Неффа @ Мариинский театр

Роль Изабеллы исполнила Екатерина Сергеева, у которой в целом вышло пропеть то, что написал вредный Россини. Однако очень многое, чтобы получилось, пришлось петь на пиано, а некоторые вещи - выделять резким форте, потому что иначе не спеть. Но в целом Сергеева справилась, звучала органично, играла хорошо - с чем ее можно искренне поздравить.

Тенор Линдоро отыскался среди приглашенных солистов Мариинки. Борис Степанов звучит весьма свежо. И хотя россиниевские колоратуры представляют для него существенную сложность - сделать звук роскошным не удается, он действительно обладает итальянским тембром, демонстрирует гибкость голоса и верхние ноты берет. Местами - насколько получается - косит под Флореса. Для тенора из России - это безусловная победа. Я, честно говоря, не ожидал такого хорошего звука.

Сергей Романов в партии Таддео звучит глуховато, но играет неплохо. Среди второстепенных персонажей выделялась Юлия Сулейманова (Эльвира, жена Мустафы) и яркой комической игрой и мощными проходами наверх на фоне хора.



Зульма - Светлана Карпова, Мустафа - Ильдар Абдразаков, Эльвира - Юлия Сулейманова. Фото Александра Неффа @ Мариинский театр

Ильдар Абдразаков как подлинная звезда царил над всеми. На протяжении всего спектакля зал хохотал над его беем - свирепым господином, но с чувством юмора, а временами просто наивным ребенком. Кроме того, только Абдразаков поет свободно и непринужденно - без напряжения, без мысли о том, возьмется ли нота. Его уверенность и талант благотворно воздействуют на всех остальных - и получается настоящая россиниевская комическая опера, очень смешная, очень изящная, очень сложная по музыкальному рисунку, но кажущаяся очень простой благодаря стремительности музыкального развития.

Постановка (Екатерина Малая) и сценография (Вячеслав Окунев) удачно попали в этот музыкальный тренд. Почти традиционное решение декораций с легким осовремениванием всей ситуации (пальмы во дворце алжирского бея подсвечены снизу, как в средиземноморском отеле; главные герои смотрятся туристами, с опаской пытающимися слегка погрузиться в африканскую культуру - прямо как мы когда-то в Алжире и Тунисе) позволяет и актерам играть на нюансах: все, как взаправду, но немного не так, не всерьез. И вот эта легкость игры передается восторженному залу.



Мустафа - Ильдар Абдразаков, Изабелла - Екатерина Сергеева. Фото Александра Неффа @ Мариинский театр

Оркестр звучит ярко и удивительно для Валерия Гергиева тихо, совершенно не мешая даже небольшим голосам. Блестящая премьера, одна из лучших в этом десятилетии.

премьера, Итальянка в Алжире, Вячеслав Окунев, Екатерина Малая, Мариинская опера, Ильдар Абдразаков, Сергей Романов, Юлия Сулейманова, Борис Степанов, Мариинский театр, Гергиев, Екатерина Сергеева

Previous post Next post
Up