Московская "Анюта"

Jun 18, 2022 20:39


15 июня

Большой театр, Москва (Новая сцена)





Балет Владимира Васильева «Анюта», поставленный в Большом театре в 1986 году (сразу после мировой премьеры в Театре Сан-Карло), возобновлен в Большом театре в новой сценической редакции. Я оказался на втором спектакле возобновления (первый был накануне - 14 июня). Главная фишка возобновления в том, что основное внимание теперь приковано не к самой Анюте (которую в фильме-балете 1982 года и премьерных спектаклях 1986 г., как известно, танцевала Екатерина Максимова) и не к ее отцу Петру Леонтьевичу (роль, которую выбрал для себя тогда же Владимир Васильев), а к мужу Анюты Модесту Алексеевичу, партию которого блистательно исполнил Игорь Цвирко. Только он и получил от зрителей настоящую овацию. Анюта (Кристина Кретова) и Петр Леонтьевич (Михаил Лобухин) смотрятся весьма профессионально, но несколько блекло. А вот чиновник-муж интересен не только макстерской пантомимой и пластикой, но и высоким прыжком, но и ярчайшей энергетикой.

Критик 19 века должен был бы далее написать, что в наше время чиновник везде выходит на первый план - и новая редакция балета удивительно созвучна жизни.  Но мы ограничимся рассуждением о современных возможностях труппы Большого театра. Перед началом слышал разговоры московских балетоманов, кого из всех прима-балерин и первых солисток можно было бы поставить на роль Анюты. В целом получалось, что никого. Но если говорить о способности хоть как-то передать одновременно и лирическое девичество первой части и просыпающегося бесенка второй (в стиле драматической игры Аллы Ларионовой) - то это только Кристина Кретова. Я бы сказал, что бесенок ей не очень удался. В процессе театрального разъезда один из зрителей вспоминал, что у Максимовой в знаменитой тарантелле ноги работали совершенно иначе. Тут возразить нечего - достаточно пересмотреть фильм. С блистательной техникой Максимовой вообще трудно соперничать. Добавлю, что при всем при этом Кристина Кретова совершенно не выбивается из роли - как это бывает сплошь и рядом у нелитературных балерин. Но существенно уступает мощной внутренней жизни героя Игоря Цвирко. То же можно сказать и о Михаиле Лобухине.

Яркие декорации и костюмы, очень продуманное соединение чистого танца и драмбалета, которое определяет лучшие работы Владимира Васильева, слегка китчевое оформление, мелодичная классическая попса, созданная Валерием Гаврилиным, идеально накладываются друг на друга. Получился свежий и яркий балет.

Особого шарма придавало присутствие в зале самого хореографа, который в антракте прошел по партеру и раздал автографы всем, кто не ушел буфет, а в финале вышел на сцену вместе с артистами и дирижером Павлом Сорокиным.

Анюта, Большой театр, Павел Сорокин, Игорь Цвирко, Владимир Васильев, Большой балет, Михаил Лобухин, Кристина Кретова

Previous post Next post
Up