"Зимняя сказка" Джоби Тэлбота

Jun 20, 2022 21:00


17 июня

Большой театр, Москва

Пока - берем последние годы, включая допандемийные - Мариинский театр силами собственных танцовщиков ставил и ставил балеты, большие и малые, о которых забывали практически сразу после премьеры, Большой театр действовал иначе. Уже не первый раз работающий в Большом хореограф Кристофер Уилдон (Christopher Wheeldon), ставящий для лучших танцевальных коллективов мира, сочинил балет по знаменитой пьесе Шекспира на музыку выдающегося композитора современности Джоби Тэлбота (Joby Talbot) . С 2019 года балет успешно идет по сцене Большого театра, собирая аншлаги - привет «Ярославне» и «Временам года».

Спектакль разбит на три действия. В первое укладываются три акта шекспировской «Зимней сказки» со всеми сложными перипетиями: ревностью, изгнаниями, смертями. Кристина Кретова - убедительная Гермиона: нежная и твердая. Короля Леонта, ее мужа, танцует Игорь Цвирко - в целом не так интересно, как мужа Анны-на-шее. Впрочем, в дуэте с королем Богемии (Михаил Лобухин) создается некий шаблон движений, которому оба короля и следуют на протяжении всего спектакля. Возможно, эта шаблонность исключает какое-либо индивиудальное решение роли для того и другого. Очень эффектно смотрится Ана Туразашвили в роли Паулины: ее великолпеные руки с роскошными кистями запоминаются более всего.



Хореография, как и шекспировские имена героев, ориентированы на условную античность: помимо обилия реминсценций из античного Баланчина (от «Аполлона» до «Симфонии до мажор»), это постоянные прямые руки, прямые линии и предельная простота движений. Декорации: арки и статуи - та же условная античность.  Шедевром сценографии становится пожирание белым медведем Антигона: медведь изображен на огромном полотне, которое выгибается, как волна, - и с внутренней стороны полотна проступает огромная пасть.

Наиболее танцевальным оказывается второе действие (IV акт шекспировской пьесы), когда подросшая Утрата (Анастасия Сташкевич) танцует с принцем Богемии (Вячеслав Лопатин) на большом сельском празднике. Посреди задника стоит огромное ритуальное дерево, все увешанное шнурочками и ленточками - напоминающее как о мифологическом мировом дереве, так и о солнечных ритуалах вроде праздника Mittsommer. Совершенно меняется музыка - от помеси северных мелодий и античной свирели к южному этно. Совершенно меняется хореография - от строгости прямых линий к закругленности вариаций па-де-де. Солисты радостно пляшут, напоминая о традициях большого классического балета. Особенно хорошо - Лопатин.

И только третье действие (V акт Шекспира) как-то размягчает общий восторг. Оживление Гермионы дано очень длинно и неинтересно. Если бы не  Ана Туразашвили (чем-то похожая на Нину Ананиашвили), можно было бы уходить до окончания спектакля. Не хватило хореографа на весь балет.

Однако когда музыку балета сочинил выдающийся композитор, и это легко простить. Скучно на сцене - слушаем новую для себя музыку. Английский хореограф, как все английские хореографы, несколько педантичен и повторяется. Но ради интеллектуальной музыки Тэлбота, которую великолепно исполняет оркестр Большого театра под управлением Антона Гришанина, легко об этом забываешь.

Большой театр, Игорь Цвирко, Вячеслав Лопатин, Зимняя сказка, Джоби Тэлбот, Большой балет, Ана Туразашвили, Михаил Лобухин, Кристофер Уилдон, Антон Гришанин, Кристина Кретова, Анастасия Сташкевич

Previous post Next post
Up