17 июня
Большой театр, Москва
Пока - берем последние годы, включая допандемийные - Мариинский театр силами собственных танцовщиков ставил и ставил балеты, большие и малые, о которых забывали практически сразу после премьеры, Большой театр действовал иначе. Уже не первый раз работающий в Большом хореограф Кристофер Уилдон (Christopher Wheeldon), ставящий для лучших танцевальных коллективов мира, сочинил балет по знаменитой пьесе Шекспира на музыку выдающегося композитора современности Джоби Тэлбота (Joby Talbot) . С 2019 года балет успешно идет по сцене Большого театра, собирая аншлаги - привет «Ярославне» и «Временам года».
Спектакль разбит на три действия. В первое укладываются три акта шекспировской «Зимней сказки» со всеми сложными перипетиями: ревностью, изгнаниями, смертями. Кристина Кретова - убедительная Гермиона: нежная и твердая. Короля Леонта, ее мужа, танцует Игорь Цвирко - в целом не так интересно, как мужа Анны-на-шее. Впрочем, в дуэте с королем Богемии (Михаил Лобухин) создается некий шаблон движений, которому оба короля и следуют на протяжении всего спектакля. Возможно, эта шаблонность исключает какое-либо индивиудальное решение роли для того и другого. Очень эффектно смотрится Ана Туразашвили в роли Паулины: ее великолпеные руки с роскошными кистями запоминаются более всего.
Хореография, как и шекспировские имена героев, ориентированы на условную античность: помимо обилия реминсценций из античного Баланчина (от «Аполлона» до «Симфонии до мажор»), это постоянные прямые руки, прямые линии и предельная простота движений. Декорации: арки и статуи - та же условная античность. Шедевром сценографии становится пожирание белым медведем Антигона: медведь изображен на огромном полотне, которое выгибается, как волна, - и с внутренней стороны полотна проступает огромная пасть.
Наиболее танцевальным оказывается второе действие (IV акт шекспировской пьесы), когда подросшая Утрата (Анастасия Сташкевич) танцует с принцем Богемии (Вячеслав Лопатин) на большом сельском празднике. Посреди задника стоит огромное ритуальное дерево, все увешанное шнурочками и ленточками - напоминающее как о мифологическом мировом дереве, так и о солнечных ритуалах вроде праздника Mittsommer. Совершенно меняется музыка - от помеси северных мелодий и античной свирели к южному этно. Совершенно меняется хореография - от строгости прямых линий к закругленности вариаций па-де-де. Солисты радостно пляшут, напоминая о традициях большого классического балета. Особенно хорошо - Лопатин.
И только третье действие (V акт Шекспира) как-то размягчает общий восторг. Оживление Гермионы дано очень длинно и неинтересно. Если бы не Ана Туразашвили (чем-то похожая на Нину Ананиашвили), можно было бы уходить до окончания спектакля. Не хватило хореографа на весь балет.
Однако когда музыку балета сочинил выдающийся композитор, и это легко простить. Скучно на сцене - слушаем новую для себя музыку. Английский хореограф, как все английские хореографы, несколько педантичен и повторяется. Но ради интеллектуальной музыки Тэлбота, которую великолепно исполняет оркестр Большого театра под управлением Антона Гришанина, легко об этом забываешь.