5 января
Новая сцена Мариинского театра
Подготовка к этому спектаклю была весьма необычна. Во-первых, никакой Анны Нетребко сначала не планировалось. Поэтому все, кто хотел, успели за первые дни продажи купить билеты по совершенно нормальным ценам: от 1400 рублей. Во-вторых, было сразу ясно, что «Трубадур» планируется парадным, ибо сразу были заявлены Юсиф Эйвазов и Екатерина Семенчук, а на роль Ди Луны - Лука Сальси, хороший итальянский баритон, большая мировая звезда. В результате, уже перед самой встречей Нового года, решили обойтись своими силами: Сальси заменили на Алексея Маркова, а в роли Леоноры появилась Анна Нетребко, в результате чего места за 1400 стали стоить 15000.
Трубадур. Фото Наташи Разиной (с) Мариинский театр.
Получился парадный спектакль, ориентированный на самую знаменитую из ныне живущих певиц Мариинки. Не слышал я ее давно, поэтому неизбежно сранивал с минувшими днями. Вокал у нее местами сносный (низы как не получались, так и сейчас звучат очень неприятно; до верхов дива большей частью дотягивается, но умело закрывает многие сложные места), но окончательно перешедший на стадию пенсионного. Слушать Анну Нетребко всерьез, не делая скидку на былую звездность и имя-символ, невозможно. Таким же пенсионным, но чуть более профессиональным звуком отличился Алексей Марков - с хрипотцой исполнивший ариозо, но хорошо смотревшийся в дуэтах благодаря харизме лирического злодея.
Трубадур. Фото Наташи Разиной (с) Мариинский театр.
Азучена, на мой взгляд, - лучшая роль Екатерины Семенчук. Постоянные ее небрежности и недостатки школы списываются здесь на цыганскость героини и совсем не выпирают. Ее прямолинейная манера исполнения может быть воспринята как одержимость и легко принимается. Так что Азучена и в этот раз звучала неплохо, хотя для меня - после Ирины Богачевой - нет иных Азучен.
Трубадур. Фото Наташи Разиной (с) Мариинский театр.
Юсиф Эйвазов пел на совесть, почти выключая звук в дуэтах с Леонорой, но громко и с нажимом выводя сольные номера. Лучше Манрико в Мариинском театре давно не было. Ария и стретта (последняя, пожалуй, несколько медленнее, чем надо) были на уровне. Можно, конечно, желать Эйвазову больше актерского начала в голосе (особенно там, где нужно выпевать высокие ноты), но это уже мелочи. Верхние ноты стретты в нашем театре берет только Эйвазов.
Трубадур. Фото Наташи Разиной (с) Мариинский театр.
Удивительным образом этот разношерстный вокал сложился в добротный и даже хороший спекталь - благодаря тонкому звучанию оркестра Валерия Гергиева. Оказалось, что маэстро, когда хочет, умеет слушать каждого певца и играть так, как певцу удобнее. А также вести вердиевские темы практически идеально, не выставляя оркестр первым номером.