Иранская конференция

Dec 03, 2021 21:10


Театр наций (Москва) на сцене БДТ

«Золотая маска» в Петербурге

Иван Вырыпаев кажется автором, создающим облегченную драматургию для современного облегченного сознания. Вот «Иранская конференция» - череда монологов, каждый состоит из набора банальностей, весьма актуальных в информационном пространстве, но давно уже обсосанных с разных сторон. Однако банальности сцепляются в такие формы, что следить за развитием мысли персонажа большей частью интересно. Создание театрального продукта из информационного шума - интересный аспект постмодернистской драматургии, Иван Вырыпаев - большой мастер такого письма.

Кроме того, пьесы Ивана Вырыпаева в последнее десятилетие играют серьезные артисты. Когда банальности хорошо сыграны, произнесены с искренним чувством, они перестают восприниматься пошлыми. И эта игра чувства, во многом, и заставляет нас следить за развертывающимся на сцене калейдоскопом трюимзов. С одной стороны, никто из персонажей не знает настоящей правды (кроме дирижера - живого классика - в исполнении Вениамина Смехова), с другой - каждый из спикеров подставляется уже тем, что решил озвучить, откровенно-прямолинейно или политкорректно-аккуратно, одну из политических идеологий, бытующих в современном мире.  И хотя зритель все эти идеологии, их плюсы и минусы, хорошо знает - каждая идеология озвучена очень лично. И это личное начало вместе с хорошей актерской игрой подкупает зрителя и вызывает интерес: спектакль длится более двух часов, но внимание зала не ослабевает.



Но как часто бывает во время «театрального разъезда» после постмодернистской пьесы - в уме ничего не остается. На что я потерял почти два с половиной часа? - не дает ответа.  Разве что понял: никто не знает ничего. Невозможно что-то сделать или даже высказать - и считать себя правым. Потому что в разных системах координат наши слова и поступки получают очень разные смыслы. Но разве я до этого этого не понимал?

Наиболее яркими актерскими работами стали принципиальная журналистка в исполнении Ксении Раппопорт и слегка глуповатая, но очень искренняя и милая жена премьер-министра в исполнении Ингеборги Дапкунайте (театральная общественность нередко произносит ее фамилию как Лапкудайте, мне нравится). Все остальное - очень неплохо, на твердую четверку.

Пожалуй, единственный сухой остаток, вынесенный мною из зала, это историко-литературное наблюдение: вместо Турции, о которой писали классики, начиная с Лермонтова, по цензурным соображениям не желая поминать Россию, в современной русской литературе теперь фигурирует то Дания, то Иран (в зависимости от функции). Прогресс налицо.

Золотая маска в Петербурге, Иранская конференция, Ингеборга Дапкунайте, Вырыпаев, Ксения Раппопорт, БДТ, Театр наций

Previous post Next post
Up