Фестиваль Dance Open и фестиваль Дягилев P.S. Накладка и анонс

Nov 05, 2021 23:13


Два самостоятельных (т.е. не при каком-либо театре) краткосрочных балетных фестиваля в этом году проводятся в одно и то же время - в первой половине поября. В накладке виноват в первую очередь Dance Open, который всегда проходил весной, но в прошлый год под прикрытием коронавируса сместился на осень, а затем, похоже, решил вытеснить «Дягилева» из балетной повестки. Поскольку оба фестиваля борются не только за одного и того же зрителя, но и за бюджетное финансирование - наша версия кажется нам вполне убедительной.

С программой у обоих фестивалей не слишком клеится. В прошлом году на «Dance Open», с нашей точки зрения, вообще не было ничего интересного, а программа «Дягилева» - за исключением выставки в Театральном музее - состояла из одного-единственного события, спектакля Светланы Захаровой. В этом году вроде бы оба фестиваля слегка оправились, но это только на первый взгляд.

«Дягилев», уже начавшийся, стартовал малоинтересным для меня событием - балетным омажем Леониду Десятникову. К Леониду Десятникову я отношусь хорошо, но делать ему омаж в ТЮЗе - это какой-то сюр. Впрочем, Десятникову к сюру не привыкать - он писал музыку к произведениям Владимира Сорокина. Хореография же на этом вечере была самой доморощенной - от Славы Самодурова, в жизни не поставившего ничего запомнившегося, до Максима Петрова, только что расписавшегося в полной несостоятельности в программе со Стравинским.



Наполовину интересно второе событие фестиваля - вечер настоящих хореографов (МакГрегор, Ратманский, Соль Леон и Пол Лайфут) в исполнении танцовщиков Большого театра. Смущает в этой программе только одно - вся она поставлена на совершенно одноплановую Ольгу Смирнову, из которой в последнее время делают вторую Светлану Захарову (при полном отсутствии у Смирновой ярких талантов последней). Эту программу можно увидеть в Театре музкомедии 8 ноября.

Самое интересное событие «Дягилева» отложено с прошлого сезона - «Лебединое озеро» в постановке Анжелена Прельжокажа. Впрочем, Прельжокаж - хореограф нестабильный, шедевров вроде «Парка» не создавал много лет, так что «Лебединое» может оказаться всяким. Внушает некоторые надежды, что сюжетные балеты у Прельжокажа как правило лучше несюжетных. 11 и 12 ноября на сцене Балтийского дома.

Наконец, концерт 16 ноября тоже мне не интересен. Список хореографов там не плох, но исполнять их балеты будет, в основном, Национальный балет Норвегии, который уже был на Дягилевском фестивале несколько лет назад и совершенно справедливо выступал при полупустом зале. Для того, чтобы получить удовольствие от балета нужна не только хорошая хореография, но и соответствующие ей по уровню танцовщики. Не понимаю, почему Наталья Метелица с какой-то одержимостью пытается нас уверить в том, что балет из Осло - одна из сильнейших европейских трупп. Как писал Максим Горький, ниточки-то гнилые. Наиболее сильные танцовщики в этом концерте, на мой взгляд, должны быть из «Батшевы» Наарина (сайт фестиваля почему-то транслитерирует: Нахарин), но и они сильно проигрывают, когда те же балеты Наарина танцуют компании из США.

Что касается занявшего чужое место «Dance Open», то этот фестиваль предлагает нам уже набившее оскомину фламенко - впрочем, от Национального балета Испании  (8 и 9 ноября, Балтийский дом), программу маленьких оригинальных опусов (из трех хореографов для меня бесспорен только первый - Акрам Хан; 11 и 12 ноября Театр музыкальной комедии) и, гала-концерт 14 ноября в БКЗ «Октябрьский» - как всегда за последние 5-7 лет, без заранее заявленной программы под девизом «Кот в мешке».

Стопроцентно рекомендовать своим читателям что-либо из всего этого не могу. Наслаждение нигде не гарантировано, везде есть значительные риски - тем более, что билеты существенно дороже, чем стоят такие сборные солянки в Европе и чем платят за новый балет Прельжокажа в Париже.

Похоже, коронавирус грозит прикончить оба зажившихся  (в смысле - заматеревших, успокоившихся, переставших «удивлять») под основательное бюджетное финансирование фестиваля. Если так, коронавирус выполняет функции санитара балетного леса или колеса фестивальной истории. Надеюсь, что на смену заслуженным старым придут новые организаторы с новым видением театрального будущего.

2021, фестиваль Дягилев P.S., Дягилев P.S., dance open

Previous post Next post
Up