"Смерть Тарелкина" Оскараса Коршуноваса

Aug 23, 2021 21:54


21 августа

Театр Балтийский дом

Едва закрыв предыдущий театральный сезон, открываем новый - просмотром премьер начала лета. «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина (не ставившаяся в Петербурге более 30 лет - со времен Г. Товстоногова) - в постановке знаменитейшего литовского режиссера - изначально позиционировалась как спекталь года.

Спектакль получился интересный. С одной стороны, отметим верность классике. Для лучшего понимания происходящего в прологе нам пересказывают перед занавесом две первые пьесы театральной трилогии Сухово-Кобылина. Близость оригинальному тексту одного из главных русских драматургов XIX века особенно бросается в глаза на фоне воспоминаний о спектакле БДТ, где текст был основательно упрощен. С другой стороны, классическая пьеса помещена в самый современный контекст: на всех героях современные стильные костюмы, - и если первый акт еще играется более-менее традиционно (полосатые черно-белые декорации напоминают о куда более традиционной «Смерти Тарелкина», поставленной Коршуновасом лет двадцать назад в московском театре «Et cetera»), то второй акт пьесы сделан как компьютерная игра в киберреальность, а действие третьего акта пьесы (антракт в спектакле - между вторым и третьим действиями пьесы) помещено в нынешнее отделение полиции.



При этом все три действия играются как буффонада - с выпученными глазами, гиперболами и криком. И если поначалу это интересно, то к третьему действию изрядно надоедает. А когда в середине третьего действия вдруг начинает звучать последний сон Раскольникова - с характерным профетическим пафосом Достоевского, у просвещенного зрителя возникает культурный шок - зачем это здесь? Смешение стилей, смешение тем, смешение парадигм  - которыми, случается, грешит Коршуновас. Хорошо, что Достоевского чуть-чуть.

Ближе к концу режиссерские идеи заметно иссякают - и заменяются этюдами для капустника (рассказ Варравина про травлю зайца). Забавными, но в общем контексте спектакля довольно плоскими.

Ну и самая главная проблема - очень средняя актерская игра. Буффонаду надо уметь играть, глаза выпучивать недостаточно. И тут фон товстоноговского спектакля играет злую шутку. Трудно переиграть Валерия Ивченко (тем более, что главная роль, как и некоторые другие, зачем-то решена Коршуновасом трасгендерно: Тарелкин - женщина), Михаила Волкова и Николая Трофимова.

Впрочем, на общем фоне упадка времен пандемии - это действительно спектакль года. Без дураков.

Смерть Тарелкина, Коршуновас, Балтийский дом

Previous post Next post
Up