"Начальник Чукотки" глазами Максима Леонидова

Sep 01, 2021 21:35


31 августа

Театр музыкальной комедии

Мюзикл «Девчонка на миллион», сочиненный и поставленный Максимом Леонидовым, - очень добротный мюзикл. И хотя в зале сидят в основном поколения, выросшие на бит-квартете «Секрет», рекомендовать его можно всем поколениям - от пенсионеров, тихо тоскующих по СССР, когда деревья были большими, до молодежи, считающей свои грезы о лучшем будущем социалистическими.

Заинтересовала, собственно, современная попытка переосмыслить яркий фильм, сам по себе уже рефлектирующий на темы советской идеологии, пытающийся сформулировать советский идеал человечными словами  Оттепели. Иными словами, мюзикл Леонидова - это такая рефлексия над рефлексией.



У либретистов Александра Шаврина и Андрея Носкова (последний - режиссер спектакля) это большей частью получилось. Простой мелодраматический ход - превращение главного героя фильма Алексея Глазкова в героиню Настю Глазкову - создает любовную историю, которая накладывается на знакомый сюжет и усложняет (а также деидеологизирует) его. От советской власти, разрушившей, как известно, российскую государственность и наивно-мальчишески пытающейся создать новые, социалистические государственные институты, остается только начальная сцена с маршировкой и красный флаг, который Настя привозит на Чукотку (его, кстати, почти сразу отодвинут на задник). Работа новой таможни - взаимодействие с иностранными негоциантами - решается просто-патриотически.  Отношения с чукчами выстроены просто по-женски: Настя их жалеет, а мальчику-сироте становится приемной матерью. Идеология как бы растворяется в нормальном, общечеловеческом, добром. Но вот как только на сцене появляются белые, спектакль срывается на буффонаду «Свадьбы в Малиновке» - как будто мы вернулись в середину 20 века. Отношения Насти и Храмова не так забавны, как в фильме: местами они готовы перетечь в сюжет «Любови Яровой» (была такая оперетта; классический советский идеологический сюжет: она - красная, он - белый), только девушка тут  оказывается недостаточно сильной. Ну и американцы (что команда корабля, что певица в Сан-Франциско) поют и танцуют хорошо, но все какие-то бездушные - в отличие от простых советских людей. Эти штампы неприятно контрастируют с общим настроем спектакля.

Поют, по сути, два артиста - Вера Свешникова (Настя) и Максим Леонидов (Тимофей Иванович Храмов). Поют хорошо. Еще отметим в плане вокала Манану Гогитидзе - певицу в Сан-Франциско.

Музыка несколько однообразна - как вся музыка Максима Леонидова, но она очень подходит для мюзикла, переосмысляющего советский сюжет. Конечно, самые яркие мелодии у американцев - именно в этом джазово-роковом стиле Леонидов работает всю жизнь: от «Секрета» до последних сочинений. И в процессе рефлексии неминуемо рождается мысль, что именно поколение Леонидова (включая его самого) в молодости сознательно разрушало позднюю советскую культуру, чтобы теперь на советские темы ностальгировать. Так всегда проявляет себя ирония истории.

Максим Леонидов, Начальник Чукотки, мюзикл, Манана Гогитидзе, Девчонка на миллион, Вера Свешникова, Театр музыкальной комедии

Previous post Next post
Up