Предыдущая полемика навела на давно обдумываемую культурологическую тему - о балетоманах. Балетный мир (в широком смысле - включая всяких пап юных балерин) полагает, что это совершенно ненужная категория людей. Давно встречаю мнение (балетные любят его высказать, особенно в раздражении), что балетоманы по-настоящему ничего не понимают и очень многого от артистов требуют. Обычная публика - просто аплодирует. Особенно если балерина открутила 32 фуэте. А эти, вредные, начинают указывать, что открутила-то открутила, но не так, как надо. А иногда, гнусные люди, и веники на сцену бросают - помните «Лебединое озеро» Юлия Махалина - Андрис Лиепа в 1990 или 1991 году? Конечно, веник принес в театр балетоман, чтоб его. Обычная публика с вениками в театр не ходит. Только в баню (оцените зощенковский стиль).
Кстати, Юлия Махалина в тот раз великолепно открутила фуэте. Что-что, а это она умела. Но веник бросили не за это - за топорное исполнение Одетты-Одиллии, за несоблюдение традиций петербургского-ленинградского балета. А вот эти традиции балетоманы хранят получше самих балетных, у которых от славы часто кружится голова.
Балетные очень любят указать на то, что балетоман ни черта в балете не понимает. Многие, кстати, действительно, мало что понимают. Но в силу опыта все-таки многое чувствуют. Просто невозможно 20 лет подряд смотреть все спектакли Мезенцевой, а потом еще 20 лет все спектакли Вишневой - и совсем ничего не понимать. А некоторые - по-своему великие балетоманы - понимают намного больше балетных критиков. Знал я одного выдающегося балетомана, давно покойного, видевшего все спектакли Плисецкой в СССР и очень тонко чувствующего балет (давние завсегдатаи Мариинского и Большого театров знают, о ком я) - никогда не слыхал от него ни одного балетного термина по-французски. И по-русски тоже не слыхал. Оперировал он, в основном, яркими матерными фразами. А человек был по-настоящему выдающийся. Человек, о котором много лет после смерти легенды ходят. Вроде Дмитрия Черкасского, только не писавший ничего. Работавший в устном жанре. Его острые высказывания мы вспоминаем до сих пор.
Так вот, господа балетные. Молиться вы должны на балетоманов. Не будет их - не будет вашей славы, не будет вашей истории, не будете вы жить в веках. Кто создает имя юным балеринам, рассказывает о них широкой хлопающей публике, которой все равно, кто на сцене, которая даже в программку не заглядывает? Только балетоман. Возьмем сегодняшних восходящих звезд. Если о Хоревой кто-то в публике знает и без балетоманов (постарался телевизор), то обо всех других начинающих Мариях, включая самую талантливую из всех - Ильюшкину, сегодня говорят только балетоманы. И это благодаря их разговорам фамилии восходящих звезд постепенно узнает обычная публика балетного зала. По сути, без балетоманов само появление балетных прим невозможно. Эпитет «божественная» в отношении Лопаткиной появился именно в балетоманской среде (очень небольшой количественно) - так же, как и знаменитая «кантилена в ногах» (первоначально - высказывание того самого выдающегося балетомана, о котором выше).
А кто помнит о балетных примах прошлого, кроме балетоманов? Кто из сегодняшних зрителей знает фамилии Колпаковой, Комлевой, Мезенцевой, Тереховой, Кунаковой? Только балетоманы, отдавшие смотрению балета всю жизнь. Кто может сравнить вариацию из «Корсара» в исполнении Ильюшкиной с исполнением Кунаковой? Только балетоман, посещающий любимый театр десятилетиями. Бывают даже такие мастодонты, как один балетоман из Парижа, что способны сравнить исполнение Нижинского с исполнением Нуреева. Потому что он - один из немногих, кто видел обоих.
Одним словом, как рождение балерины, так и ее вечная жизнь и вечная память обеспечены только институтом балетоманов. Балетоманы есть только в великих театрах. Без нескольких поколений балетоманов, передающих свою зрительскую мудрость из поколения в поколение, театр перестает быть великим. Так что зря вы обижаетесь на нас, господа балетные. Никак вам без нас не прожить, как и нам без вас, разумеется.