"Набукко". Гастроли Римской оперы

Mar 29, 2011 10:39

27 марта
Мариинский театр

Событие такого уровня происходит в Петербурге раз в несколько лет. Можно сказать еще пафоснее: после выездного майского концерта Берлинер Филармоникер событий такого уровня в Петербурге не было. Оркестр, хор и солисты - все импортное. Спектакль, поставленный Риккардо Мути в Римской опере, целиком привезен в Петербург - в концертном исполнении. Жаль, конечно, что сам маэстро не приехал - говорят, заболел. Но и с дирижером-дублером (Никола Пашковски) получилось здорово.
Начнем с оркестра, который выше всяких похвал. Все группы инструментов превосходные. Особенно хочется выделить группу виолончелей с нежным бархатным звуком и обе группы духовых. Просто потряс музыкант с флейтой-пикколо, ставший центральной фигурой на весь вечер. Оказалось, что флейта-пикколо в "Набукко" должна звучать постоянно. У нашего великого маэстро, по-видимому, партитура "Набукко" другая.
Принято считать, что в Мариинском театре хороший хор. Я, пожалуй, с этим утверждением до воскресенья согласился бы. Но в сравнении с хором Римской оперы все оценивается по гамбургскому счету. Как сказал мой приятель, выходя с петербургского концерта Берлинер Филармоникер: "Если это оркестр, то в нашей стране оркестров нет". Так вот, если это хор, то в Мариинском театре не хор, а коллектив самодеятельности. Знаменитый хор, который стал почти гимном Италии - символом борьбы за национальное освобождение, бисировали дважды: первый раз в ходе спектакля, второй - после окончания. Потрясающее пиано в начале, медленный, размеренный темп (Гергиев его, как правило, гонит), постепенное прибавление звука, мощь в том месте, где про mia patria.
Солисты, как часто бывает у Мути, выбраны, что называется, "подешевле". Но и это не мешает большому мастеру. Открытием для меня оказался Дмитрий Белосельский (Захария). Выдающийся бас - именно для итальянской оперы (причем если снова проводить параллели - то Ильдар Абдразаков, которого мы все хвалили за Аттилу, на его фоне отдыхает), красивый сочный голос, с ярко выраженной индивидуальностью. Остальные уровнем ниже, но, тем не менее, хороши. Антонио Полли (Измаил) - настоящий итальянский тенор с хорошим чистым звуком. Эзги Кутлу (Фенена) - вполне приличное сопрано, средне-европейского уровня. Виктория Ченска (Абигайль) слишком писклява и криклива сверху, но с очень красивым тембром и хорошо пропетой серединой. В третьем-четвертом действиях сильно прибавила. С Набукко - Дарио Солари - сначала показалось, что не повезло (солист был заменен). Пел он как-то неуверенно, что в первом действии Набукко совершенно не к месту. Но, опять же, к третьему-четвертому действию успокоился, вошел в колею, продемонстрировал очень красивый тембр, хотя и не без хрипов на нижних нотах.
Особенно пронимали дуэты, трио и сцены с участием всех солистов. Что такое ансамбли и спетые солисты мы основательно забыли под гергиевским управлением. Да и в целом производил впечатление продуманный звук, тонкая изысканная интерпретация - принадлежащая, надо думать, Мути.
Безумная овация, которой закончился вечер, вполне соотвествовала уровню события. Хор, уходя, махал руками зрителям, зрители махали хору. Да здравствует год Италии в России. Пусть Римская опера приезжает еще.

Антонио Полли, Верди, Эзги Кутлу, Дарио Солари, Никола Пашковски, Набукко, Дмитрий Белосельский, Виктория Ченска, Римская опера, Риккардо Мути, Петербург

Previous post Next post
Up