Счастье Андрея Могучего

Mar 27, 2011 12:19


26 марта
Александринский театр
Премьера
Уж не знаю, для чего понадобилось режиссеру за несколько дней до премьеры переименовывать спектакль. PR ход, полагаю. То все значилась на афишах "Синяя птица" - и вдруг другое название. На мой взгляд, намного менее удачное.

Валерий Фокин, похоже, сильно увлек главного скандального режиссера девяностых рассказами о Мейерхольде. Если в "Приюте комедианта" Могучий скандалил как бог на душу положит, по-домашнему, вне стиля и традиции, то теперь скандал введен в благородные культурологические рамки - и намного лучше финансируется. На сцене творится такое мейерхольдовское безумие. Сначала все артисты ходят в утрированных цирковых нарядах - которые потихоньку снимают во время действия, неудобно. Цирковые трюки показывают кошка и собаки в сцене ловли птицы. Говорят тонкими ломаными голосами, как клоуны, - потом начинают говорить проще, даже лиризм иногда прорывается. Декорации выстроены в виде сложных движущихся механических конструкций, есть и высоко уводящая лестница - тоже привет Мейерхольду. Спектакль идет с живой музыкой, с пением. Декламация (которую несколько раз дословно повторяют души вещей) сплетается с разговорными фразами основных героев. В текст (тексты? - ибо к "Синей птице" добавлена еще и пьеса "Слепые". Правда, не текстом, а визуально - как решение внешнего вида "душ вещей") Метерлинка введены шутки и трюки, которые могли родиться по ходу репетиций. Например, собака, открывающая дверь и стыдящая при этом детей: "Докатились! У вас собаки двери открывают!" И т.д.

Надо сказать, мейерхольдовщина у Могучего вышла много интереснее и органичнее, чем обычная мейерхольдовщина Фокина. Наверное, дело в детскости, которой пропитан спектакль. Особенно удачна детскость в решении мира мертвых: вредные и добрые старухи ездят на каких-то колясках, им присвоены какие-то увеличенные конечности (отдаленно напоминающие мотив "костяная нога"), кормят их жаренными клопами или чем-то в зеленом гное. В самый патетический момент сверху на цепях падает гроб, он разваливается, открывая внутригробовую надпись "Она улетела" - это об умершей бабушке. Впрочем, все это не столько деткость, сколько воспоминание взрослых о детстве, о том, как тогда воспринимали смерть - что в рамках "Синей птицы" смотрится удачно.
Удачны и введения в ткань спектакля других рождественских "вечных сюжетов" - "Щелкунчика", к примеру. От темы папы-дровосека - переход к деревянным фигурам и деревянным головам, которые надевают герои. Разговаривают деревянными головами, двигая рукой нижнюю челюсть. "Щелкунчик" очевиден.

Кроме того, спектакль динамичен, развивается. Сильно прибавляет от действия к действию. В третьем действии Митиль отправляется к Царице ночи в какой-то вазе, летящей как космический корабль, и оказывается в черном пространстве. Здесь на смену трагикомизму по поводу смерти приходит лиризм на тему рождения и семейной любви. Сыграно и поставлено сильно, пробирает. Рядом - приколы на тему конвейера рождаемости, решенные в духе Дали.
Только вот финал приторный. В оригинальном тексте Метерлинке все куда интереснее: синяя птица снова улетает.

В плане игровом забавно разделены старая труппа театра и труппа молодая. Старички декламируют из партера и оркестровой ямы (в состав команды включили аж Рудольфа Кульдта и Владимира Лисецкого, фигуры из моего детства. Туда же отправили героя спектакля об Иванах Виктора Смирнова). Молодые, к которым причислили Паршина и Николая Мартона, играли на сцене. Соединял две группы еще один никакой артист моего детства - Семен Сытник, в роли Времени. Молодые заметно выделялись. Впрочем, все они были одноплановы и играли свои обычные амплуа. Что гнусавящая Янина Лакоба в роли Митиль, что Павел Юринов в роли Тильтиля - рассудительного, но пугливого, что Шимко и Коваленко в роли прикалывающихся собак, что Мария Луговая в роли злой кошки. Разве что из Мартона ближе к третьему действию получился очень неплохой дедушка, нежный даже.
Вот здесь коренное отличие всей мейерхольдовщины от Мейерхольда. Могучему артист не нужен, артист у Могучего плоский, навроде декорации. Если мы вспомним великих артистов, открытых Мейерхольдом на сцене ГосТИМа, получится длинный список.

Больше всего удивило меня, что спектакль адресован детям, начиная с 9 лет. Это, простите, спектакль для взрослых, желающих заглянуть обратно в свое детство. Возможно, старший школьный возраст и воспримет это шоу как-нибудь по-своему, в плане прикола. Но ребенок, думается, ничего не поймет. Хотя - надо спросить детей.

Андрей Могучий, Коваленко, премьера, Лакоба, Александринский театр, Шимко, Счастье, Лисецкий, Метерлинк, Кульдт, Сытник, Виктор Смирнов, Мейерхольд

Previous post Next post
Up