20 июня
Новая сцена Мариинского театра
Герман и Томский в Летнем саду. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Это был исключительный спектакль, собранный из звезд и включающий сразу несколько значимых вводов. Стержнем спектакля стал Юсиф Эйвазов, впервые исполнивший партию Германа. К нему добавились Ариунбаатар Ганбаатар, впервые певший Елецкого, а также Ольга Бородина, впервые исполнившая Графиню - перед тем, как выступать в этой роли в Европе. Помимо дебютантов: Томского пел Роман Бурденко, Лизу - Евгения Муравьева, недавнее приобретение Мариинки, но уже успевшая спеть Лизу в Большом. За пульт встал Валерий Гергиев.
Юсиф Эйвазов пел, слов нет, хорошо. Но как-то спокойно, без страсти. Лучше всего получилась у него последняя ария «Что наша жизнь? Игра», спетая на полную мощь. А все предыдущее: что Летний сад, что «Прости, небесное созданье», что сцена в спальне графини - прошли с убавленным звуком, экономно и огубленно-закругленно. В сцене грозы вообще показалось, что тенор транспонировал Чайковского немного вниз. Одним словом, это не Герман Владимира Атлантова и даже не Герман Юрия Марусина. Наш Максим Аксенов лет пятнадцать назад пел не хуже. Но на сегодня, согласимся, Герман Эйвазова - лучший в театре.
Блестящи оба баритона. Томский в исполнении Бурденко великолепен. Два сольных номера - баллада в первой картине и эротическая песня в последней картине - очень разные жанрово и вокально - оба звучат завораживающе. Забавен у него и Златогор. Но к тому, что Бурденко - замечательный певец, мы уже привыкли. А вот Ариунбаатар Ганбаатар стал для меня настоящим открытием. За исключением сильного акцента, все в его исполнении совершенно - все на ять, все как надо. Интонации, выпетость каждой ноты, додержанность всех длинных нот, включая знаменитую последнюю - «Дове-е-ртесь мне!».
Елецкий с Лизой - перед арией. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Графиня у Ольги Бородиной получилась взбалмошной, но добренькой старушенцией. Вокал у нее - что надо, интонации - почти как у покойной Богачевой, у которой, как известно, она взяла многое. Но актерская игра - не ее. Лучше всего слушать Бородину в концертном исполнении.
Наконец, незнакомая нам до этого Евгения Муравьева - безусловно, несколько выше среднего мариинского сопрано. Середина красивая, верхи без гарантии - когда получаются, когда нет. Хорошо спела арию «Истомилась, устала я». «Откуда эти слезы» и особенно «Царица ночь», напротив, совсем не получились.
Оркестр и хор соответствовали размаху. Пожалуй, это был воистину исторический спектакль. На который не случайно пришел весь музыкальный Петербург.
А теоретик развитого социализма испытал бы на нем «глубокое удовлетворение»: на сцене лучшего театра страны в едином порыве сошлись певец из Азербайджана и певец из Монголии - это помимо ряда блестящих выпусников Ленинградской консерватории.