16 июня
Малый зал филармонии
Петербургская филармония случайно заполучила ДиДонато. Благодаря фонду Тимченко и московской культурной жизни: отпев концерт в «Зарядье», певица решила поработать еще и в Петербурге. Это, кстати, историческое событие: ДиДонато, неоднократно концертировавшая в Москве, впервые выступила в городе на Неве.
И что же Петербургская филармония сделала с этой неслыханной удачей? Она засунула диву в Малый зал и выдала цены на билеты выше лондонских: от 15 до 25 тысяч. Разумеется, никто за эти деньги билеты покупать не стал. По моим наблюдениям, в зале было немного богатых и культурных людей, довольно много филармонических «своих», получивших бесплатные пропуска, а примерно половину зала составляли местные бабушки с билетами, на которых значились совсем другие цифры.
Мало того, что исторический для Петербурга концерт вышел филармоническим междусобойчиком, недостойным великого города. Донато пришлось петь в зале, где ее огромный голос звучит, как в узкой и душной клетке. Филармония заранее испортила концерт, который, разумеется, должен был проходить в Большом зале. Забавно, что оркестровый концерт в Большом зале в этот день все равно отменили (попутно заметим, что Петербургская филармония совершенно не справилась с пандемией; отменяется все мало-мальски значимое, ходить почти не на что), но ДиДонато все равно пела в Малом. Руководство филармонии расписалось в полной беспомощности в сфере маркетинга.
Шостаковичу, мне кажется, было бы стыдно. Да и вообще не знаю, нужна ли нам такая филармония - занимающая лучшие залы имперской столицы и совершенно не умеющая ими распоряжаться.
Дива, разумеется, была хороша. Это очень стабильная певица. В первом отделении прозвучали кантата Гайдна для сопрано и фортепиано «Ариадна на Наксосе» и «Пять песен на стихи Ф. Рюккерта» Г. Малера. Гайдн вышел, как обычно, - супер. А вот Малера в исполнении ДиДонато я слышал впервые, и это было чудесно. Кто только не поет вокальных циклов Малера, но мало кому они удаются.
Второе отделение несколько испортил зал. Две Клеопатры - Хассе и Генделя - сменила Дидона Берлиоза (на все три номера зала было откровенно мало; ДиДонато - певица опытная, но все-таки местами «фонило», как будто сидишь рядом с динамиком), а потом артистка перешла к песенкам: «La vie en rose», «In My Solitude» и еще три штуки в том же роде. Актерского мастерства ДиДонато не занимать, публике песенки понравились особенно. Такая солянка свойственна американским певицам, однако некоторое чувство «халтурки», особенно для первого визита дивы в великий город, посетило. Практически без бисов (формально - да, по сути нет) и нежелание общаться с публикой (всех несколько раз от имени Джойс просили выйти и не ждать после концерта; особенно активные поклонники просто вынудили ее подписать программки прямо на Невском - тут уже деваться было некуда) это впечатление усилили.
Аккомпаниатор, которого привезла ДиДонато, - Крейг Терри - показался довольно слабым для певицы такого уровня. Гайдн и Гендель - явно не его профиль. Да и джазовое фортепиано в финальных песенках вышло так себе.
Не напели нам ни на 25, ни на 15 тысяч. Привет талантливому руководству филармонии. Как кончится пандемия, советую слушать ДиДонато в Лондоне. Дешевле и качественнее: там певица не расслабляется даже слегка. Ну или в Москве, где умеют организовывать концерты.