13 июня
Новая сцена Мариинского театра
фестиваль «Звезды белых ночей»
Еще одно событие фестиваля - оратория Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Позднее начало (20.00 в афише) соединилось с серьезным опозданием Валерия Гергиева (реально началось в 20.40), который что-то не дорепетировал, ибо репетиция за сценой продолжалась практически до выхода оркестра. В программке было написано, что концерт пройдет без антракта, однако после второй части маэстро увел всех на антракт - репетиция происходила и в эти образовавшиеся 30-40 минут. Нельзя не отдать должное ответственному отношению дирижера, однако недоделанность представленной нам продукции ощущалась сильно, несмотря на все эти ухищрения.
Оркестр был значительно убедительнее в первых двух частях, чем в третьей и четвертой . Ракоци-марш (один из главных хитовых номеров оратории), например, прозвучал собранно и глубоко, а вот Менуэт блуждающих огней (еще один хит, но из третьей части) как-то поверхностно и скучно. Местами в конце третьей - начале четвертой части оркестр вообще казался плохо сведенным. Не исключаю, впрочем, что на это впечатление повлияла вечерняя сонливость выходного дня: дело двигалось к позднему вечеру, а конца вокального представления все не предвиделось. Собственная интерпретация музыкального текста - по-прежнему одна из самых слабых сторон Гергиева-дирижера, здесь же идея провисала почти повсеместно.
Если к концу второй части на выход потянулись те, кто случайно пришел в театр (таких при аншлаге достаточно), то уже к концу третьей части к выходу, топоча, двинулись группы зрителей, по разным причинам не способные усидеть в театре до полуночи - впрочем, сообщу для них, что конец наступил раньше, в 23.15. Трудно сказать, как маэстро бы выходил из этого положения, если бы не вокалисты.
Александр Михайлов (Фауст) пел старательно-школьно, немного занудно, но для противного Фауста Берлиоза это, может быть, и нужно. Когда к нему присоединился улыбающийся, загорелый, самоуверенный и звездный Ильдар Абдразаков, спектакль задался. Особо отметим Олега Сычева, ярко исполнившего песню Брандера, - достойного конкурента Абразакова-Мефистофеля. Очень хороша была и Юлия Маточкина в партии Маргариты, вывезшая на своих роскошных плечах оркестровые провалы третьей и четвертой части. Во многом помогал ей в этом и хор.
В финале все преобразилось, пропала сонливость и у зрителей и у оркестрантов. Начиная с «Адской скачки», в ходе которой Абдразакову особенно удались восклицания «Хоп! хоп!», звучание вернулось к первоначальной собранности. А завершающий ораторию «Апофеоз Маргариты»показал большие возможности женского хора театра.
Если рассматривать прошедший спектакль как генеральную репетицию «Осуждения Фауста», было очень неплохо. Наверняка маэстро будет исполнять ораторию еще и еще. Надеюсь, к следующему раз отрепетируют так, что можно будет начать и вовремя.