10 февраля
Премьера
Нет сейчас ничего более современного, чем ранние пьесы Горького и особенно «Дети солнца». Пьеса написана в январе-феврале 1905 г. в Петропавловской крепости: Горький сидел за участие (точнее - за информационное обеспечение и мировой резонанс, вызванный в том числе и его публицистическими текстами) в «массовых беспорядках», вызванных расстрелом петербургскими городскими властями (с молчаливого одобрения императора Николая II, делавшего вид, что ему ничего об этом не было известно) нескольких массовых мирных демонстраций. В реальности: прекрасно информированный, но совершенно не понимающий, что делать, император покинул столицу и предоставил военным сколь угодно лютовать. Вероятно, для напоминания обо всех этих вещах в спектакле Николая Рощина опустившийся интеллигент Яков Трошин, и в пьесе - потенциальный революционер, зачитывает вслух воззвание, осуждающее Кровавое воскресенье.
Собственно, в оригинале - пьеса эта, как и несколько других горьковских пьес, - памфлет на интеллигенцию, болтливую и совершенно беспомощную. А также на простой народ - бессмысленный и беспощадный.
Для того, чтобы сделать из идейного предсоцреализма интересный сегодняшнему зрителю спектакль, режиссер просто увеличивает скорость действия (весь спектакль длится всего 2 часа). Это оказывается гениальным ходом: наивность реплик главных героев от этого увеличивается в разы, а глупость творцов словесных смыслов, определяющих жизнь человечества - ведь мнения, как известно, правят миром - становится не просто очевидной, а ужасно смешной.
Ряд сцен решен очень интересно с помощью модернизированной системы Сталинславского. Например, на сцене стоит ванна, полная водой, в которой полспектакля проводит Елена, немного посидит доктор Чепурной, а художник Вагин в наиболее сложные минуты будет смачивать лоб. Обнажение ряда героев (впрочем, весьма целомудренное - на 16+) оказывается и метафорой и диагнозом психиатра. Или очень эффектно - от начала до конца - играет в спектакле телеграфный столб, стоящий в глубине сцены. В начале спектакля он дает неверный свет, в конце спектакля его снесут бунтующие мужики, отчего выстрелы и мордобой, написанные Горьким в 4 действии, протекают в полной темноте - если пьесу заранее не прочесть, то и не знаешь, что там происходит.
Николай Рощин каждый раз другой. В этот раз, казалось, он делает спектакль почти строго по тексту, в современной версии Станиславского, но с массой интересных аллюзий на современность. Такого спектакля я у него не упомню. Но в конце все-таки следует фирменный ход. Протасов идет дирижировать оркестром, и под какую-то трехчастную симфонию на экране демонстируются три картины. Первая сделана наподобие обсуждаемой в спектакле картины «Дети солнца», но так, как будто картину Бёклина написал Тимур Новиков. Вторая и третья в том же стиле - развитие сюжета первой: кораблекрушение и выброшенные на остров люди и звери. Пародийные картины сами по себе смешные, но они поразительно меняют все настроение финала. И это, конечно, катарсис. Блестящая задумка Николая Рощина воистину заставляет умного человека задуматься.
Если говорить об актерах, то ярче всех Иван Волков в роли Протасова - сыгравший как-то синтетически и очень убедительно. Очень интересны Мария Лопатина (его сестра Лиза) и Анна Селедец (его жена Елена) хорошей игрой по Станиславскому. Остальные персонажи как-то совершенно однотонны, но в этом, видно, и заключается рефлексия Рощина над Горьким. Лучшая роль второго плана - Елена Немзер (Антоновна, нянька).
Сценография, как всегда, впрочем, у Рощина - поражает и никогда нигде не повторяется. Очень хороший спектакль. И, как сказано в начале, своевременный.