13 ноября
Мариинский театр
Переслушал «Макбета» в почти идеальном составе (разве что Банко был не И.Абразаков, а Петренко - и кстати, очень прилично пел: тенор же Скороходов на одну арию вполне годится). Когда-то,
в 2014 году эти два певца (Сержан - больше, Сулимский - меньше) произвели на меня в этой опере Верди сильнейшее впечатление.
Сулимский стал петь интереснее. С 2014 года он невероятно прибавил. Его голос звучит мягче (тогда он местами покрикивал, местами резким звуком изображал злодейство) и насыщеннее. Он тонко играет интонациями. И получается у него не одноплановый романтический злодей, а человек - игралище судьбы. Неоднозначный, вывернутый наизнанку - бывший герой, ставший позором своей страны.
На мой взгляд, рост Владислава Сулимского в последнее пятилетие, превращение его не просто в певца мирового уровня, а в одного из лучших баритонов театра за 50 лет (сопоставимого в этом плане с Сергеем Лейферкусом) - одно из главных достижений Мариинской оперы в 21 веке.
Сержан с тех пор в некотором роде потеряла. Лиризм и красивый верх у нее давно не получались. Однако леди Макбет - по-прежнему ее лучшая роль. В первых ариях вверх она шла рывком и криком, середина же - как и раньше, очень хороша. К застольной песне и верхи стали удачны, а последняя сцена с мытьем рук заворожила.
Гавриэль Гейне, работающий второй вечер подряд, в опере много убедительнее, чем в балете. Местами гнал темп - но это не помогло: спектакль продолжался минут на 15 дольше, чем обозначено в программе. Как-то размыто звучал хор, особенно хор ведьм. Знаменитый мариинский хор уже много лет критикуют - и, похоже, за дело. Это системный сбой. На коронавирус не спишешь.