12 ноября
Мариинский театр
Продолжаем театральную хронику времен коронавируса. «Щелкунчик» в новых условиях существенно подсократили, но сделали это как-то странно. На наш взгляд, вынужденное сокращение балета не должно быть произвольным. В первую очередь, можно выкинуть один-два вставных номера последнего действия - поскольку полностью, как написано у Чайковского, они вообще никогда не исполняются. Танцем больше /танцем меньше - не принципиально. Тягомотный арабский танец мы бы легко не посмотрели. Да и без русского, например, можно обойтись. Если нужно резать дальше, можно убрать увертюру и оркестровый проигрыш в начале 3 действия - поскольку оркестр под управлением Гавриэля Гейне оставляет желать лучшего. Но резать танец солистов - никак нельзя. Ведь именно ради них и приходят настоящие зрители.
Мария Хорева и Кимин Ким великолепно станцованы. Это именно дуэт, а не партнерство. Синхронность движений, отмеренность прыжков и четкость поддержек. Смотреть на их танец - исключительное удовольствие. Оба легкие, как пушинки.
Вариации Кима в па-де-де - на традиционном высоченном уровне. Особенно хороши зависания в длинных прыжках. Хорева же танцует очень сложно - технически и изысканно - артистически. Отметим у нее редкую красоту линий. Пожалуй, только в первом акте она не слишком понравилась: ее Маша слишком капризна и слегка своенравна. Мы же привыкли к Машам - хорошим девочкам, добрым и простым.
Кордебалет, как обычно в последние годы, работает очень хорошо. А вот солисты второго плана - все посредственны. Так что уж если резать вайоненовский «Щелкунчик» - резать второй план. Никого не жалко.